Найти тему
ПОЛИВАДУ О ЖИЗНИ

Почему мы становимся глупее в толпе, или несколько важных цитат Гюстава Лебона о психологии толпы

Странно не считать себя самодостаточным и независимым от чужого мнения. Индивидуализм процветает, и мы чётко разграничиваем уникального себя и серую массу. Верим в то, что разум не подведёт нас в неподходящий момент, и уж со «стадом» нам точно не по пути.

Но вот французский социолог Гюстав Лебон в своей книге «Психология народов и масс» утверждал, что в толпе мы опускаемся на несколько уровней в интеллектуальной цепочке, становимся куда более внушаемым и ведомыми:

«...Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т.е. существо инстинктивное...».

Конечно, речь идёт об организованной толпе. То есть, не о прогуливающихся по набережной людях, ничем не связанных между собой, а о массе, имеющей выраженную общность и единую цель.

Одной из причин такого влияния толпы на человека Лебон называет, как ни странно, анонимность. В организованном скоплении народа нет должностей, нет профессий, нет социальных статусов. В центре толпы не важно, сколько у тебя денег и какая машина, и гораздо меньше действуют морально-нравственные оковы, правила, которых мы придерживаемся в обычной жизни:

«...Наблюдения же указывают, что индивид, пробыв немного времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта...».

-2

И самое важное в поведении толпы — это её лидер. Роль лидера может выполнять кто угодно. Им может быть как политик-оратор, так и музыкант или музыкальная группа, приводящая тысячи фанатов в экстатический восторг.

По мнению Лебона, чтобы удержать внимание толпы, лидеру бессмысленно говорить правильные, адекватные вещи. Он должен создавать в сознании толпы яркую картинку, которая вызовет у той желание и одобрение:

«...Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает её. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой...».

Так что в любом сборище людей стоит не просто помнить о пресловутом «стадном чувстве», а понимать, что манипуляция хороша тогда, когда объект о ней и не подозревает.