Столкнувшись с аутизм, одно из первых слов, которое узнают родители, это АВА. Или АВА терапия. Считается, что это самый эффективный метод коррекции. Ну допустим.
А дальше что? А дальше родители узнают, что для успешной работы нужно не менее сорока часов в неделю. Тааак.
Предположим, что в вашем городе есть такие специалисты. И что? Вы узнаёте цену одного часа. Не знаю, сколько сейчас. Допустим, 1000 рублей. Берём калькулятор, четыре недели по 40 часов.
Здесь в пору терять сознание от увиденных цифр. И даже если занятие не 1000 рублей, в половину меньше, легче от этого не становится обычным людям.
Потому что сумма, которая получается, неподъёмная. Вообще, никак.
Да, можно заниматься три раза в неделю по часу, и это уже не так страшно. Но многие помнят и знают, что надо то 40 часов по версии создателя. Ага.
К сожалению, эти нехитрые математические расчёты отталкивают многих родителей от АВА терапии вообще.
Кто-то проходит несколько модулей обучения и занимается сам, применяя на своём ребёнке полученные знания. Я так сделала, например.
Но сейчас я бы хотела дать небольшой совет по отношению к АВА терапии в случае, если Вы не можете позволить себе занятия у подобных специалистов, основанный на своём опыте.
А совет такой.
Найдите интенсив реабилитационный для аутистов. Они обычно проводятся в санаториях. Не знаю точно, как это называется. Но покупается две недели или десять дней интенсивных процедур, обязательно включающих в себя максимум АВА терапии. И вот на это деньги потратьте.
Почему? Это что, спасёт ребёнка?
Нет, возможно, даже ухудшит ситуацию. Поездка, новые люди, врачи, педагоги.
Но, вы должны понимать, что едите вы в этот санаторий не за спасанием ребёнка, а за тем, чтобы внимательно смотреть за АВА терапистом. Это важно и надо заранее обсудить, что вы сможете присутствовать на занятиях.
Почему? На что смотреть? Что вы сможете увидеть?
Почему смотреть именно на действия тераписта?
Потому что ребёнку за десять дней никто помочь не сможет, не питайте необоснованных иллюзий.
На что смотреть?
Смотрите на тераписта, на то, как она взаимодействует с ребёнком, как она его привлекает, как она сдерживает негативное поведение, как она его поощряет, как она выстраивает подачу информации, как именно она говорит, как она распределяет свои эмоции. Здесь не важно то, чему она будет его учить. Важно то, как.
Что вы сможете увидеть?
Вероятнее всего, Вы сможете увидеть образ того, как вести себя со своим ребёнком. Не только на занятиях, но и в быту. Он в корне не такой как с обычными детьми. И это нельзя представить, не увидев. Причём именно со своим ребёнком. Если вы сейчас отсматриваете занятия в интернете по АВА, то вам кажется, что вы понимаете. На самом деле, это не совсем так. Увидев как ваш неуправляемый ребёнок начнёт подчиняться неизвестной тётеньке без воплей, вы увидите и то, как она это делает.
Это, конечно, в случае, если специалист попадётся нормальный. Если же ребёнок и останется неуправляемым в её кабинете, то или у вас ну совсем тяжёлый случай, или тётенька — не специалист.
И что дальше? Это же не обучение. Я же всё равно ничего не знаю.
Да, вы совершенно правы. Это не обучение. И я бы даже не стала говорить тераписту, что вы приехали на неё посмотреть, а не ребёнка вылечить.
Но это важнее обучения. Это важнее лекарств, диет и дельфинов, к которым, может быть, вы собирались.
Правильное взаимодействие с ребёнком — это основа его реабилитации, обучения, и как финиш — жизни.
Невозможно объяснить, что с аутистом, особенно в начале, нужно выстраивать другие отношения. Это на столько не так, как с обычными детьми, что сам ты к этому придёшь очень не скоро. Но обязательно придёшь, потеряв пару лет жизни.
Думаю, тот кто имеет хоть какое-то отношение к АВА терапии, читая мой канал, периодически в логике моих рассуждений по тому или иному вопросу обнаруживает элементы этой терапии.
Но не потому что я пользуюсь её методами. Нет. Потому что основана она на модификации поведения. А чтобы что-то модифицировать, изменить, в начале надо собрать данные и проанализировать их. Расчленить процесс на мелкие, доступные для освоения ребёнка, кусочки-навыки. И только потом изменять, учить.
И даже если ты не знаешь о существовании АВА терапии, но начнёшь наблюдать за своим странным ребёнком, анализировать и пробовать разные подходы, то ты придёшь именно к ней. И знать этого не будешь.
А рекомендую я то, что рекомендую, пройти интенсив, чтобы путь которым вы будете идти к пониманию, как правильно взаимодействовать с ребёнком, как его учить, как гасить его негативное поведение, вы проделали чуть быстрее, чем, например, я.
И да, потом можно и нужно пройти несколько модулей обучения. И, если есть возможность, таки водить ребёнка заниматься к АВА тераписту.
Итак:
Нет денег на АВА терапию в полном объёме.
Ищем интенсив, записываемся, проходим.
Объект наблюдения: терапист.
Цель: увидеть и понять, как она взаимодействует с вашим ребёнком.
П.С. Для противников АВА терапии: я не считаю её ни лучшим ни худшим методом реабилитации аутизма. Но я считаю единственно возможным методом этой самой реабилитации законы, по которым действует модификация (изменение) поведения. А пока только эта терапия на них основывается и в доступной форме может продемонстрировать, как работает этот процесс — изменение поведения. И я пишу не об истериках. А обо всём, включая освоение речи, изучение чтения, математики, окружающего мира и так далее.
П.С. 2. Если ваш маленький ребёнок - не аутист, но у него сложности с обучением, самоконтролем (алалики, СДВГ), то и такого ребёнка я бы свозила на интенсив.
Но как же!!!! У моего ребёнка нет аутизма!!!! Зачем ему АВА?
Повторяю, вы увидите, как профессионал взаимодействует с вашим неуправляемым неаутистом. И, вероятнее всего, это будет откровение, которое изменит вашу жизнь навсегда.
Удачи вам и терпения!