История модели
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул "Автомобиль года".
Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.
Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия . В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от FIAT 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской(передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП. Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью FIAT 124S (ВАЗ 2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование FIAT124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Первая партия ВАЗ-2101, в которую вошли четыре красных и два синих автомобиля, сошла с конвейера 22 апреля 1970 года, в день празднования столетия со дня рождения В.И. Ленина. Модель была создана на основе Fiat-124 и поначалу собиралась полностью из итальянских комплектующих.
Название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года. Всего в издание было прислано около 55 тысяч названий для автомобиля, из которых экспертная комиссия отобрала 1812. Среди имен, которые мог получить ВАЗ-2101 были «Фиалка», «Сокол» или «Мечта».
Но в итоге победителем стали именно «Жигули», в честь горной системы, расположенной рядом с Тольятти. А народное прозвище «Копейка» автомобиль получил только в 90-х годах за единицу в конце номера модели.
1971 год ВАЗ 2102
В 1971 году с конвейера стал сходить универсал ВАЗ-2102. Дизайн по-прежнему копировал Фиат, но в основе модели лежала уже модернизированная копейка. Которой, вдобавок, доработали и усилили заднюю подвеску.
ВАЗ 2103
«Люксовый» ВАЗ-2103 оснащался 1,5-литровым двигателем мощностью 77 лошадиных сил и мог разгоняться до сотни за 15 секунд. В то время это был самый динамичный советский автомобиль. Машина поставлялась в другие страны под именем Lada 1500S. А где-то ее можно было встретить даже с автоматической коробкой передач GM.
9 июля 1975 года с конвейера ВАЗа сошел двухмиллионный автомобиль: им стала небольшая модификация «копейки» — ВАЗ-21011 цвета «Ультрамарин». Необычная краска в стиле металлик была специально привезена для юбилейной машины и в дальнейшем не использовалась на заводе.
А в 1979 году на Тольяттинском заводе выпустили пятимиллионный автомобиль, которым стал ВАЗ-2101.
"Копейка" в мировом автоспорте.
Появление ВАЗ-2101 открыло новую эпоху советского автоспорта. С появлением «копейки» советские гонщики получили отличную возможность для строительства спортивных машин, поскольку оказалось, что двигатель ВАЗ-2101 идеально подходит для форсировки.
Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Затем — чемпионат СССР по кольцевыми гонками, где тольяттинские машины даже были выведены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились и наград в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.
ВАЗ-2101 в качестве гоночного болида была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 80-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge. Впоследствии модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня.
С 1976 года на Тольяттинском автозаводе начали выпускать ВАЗ-2101 для нужд милиции и ГАИ. Специальная «копейка» помимо измененной окраски и проблесковых маячков отличалась еще и двигателем. На милицейскую версию устанавливали агрегат объемом 1,5 литра и мощностью 71 лошадиная сила.
Последняя «Копейка» сошла с конвейера в 1984 году. За все время производства Тольяттинский завод выпустил 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций. Модель стала основоположником целого ряда классических автомобилей, в числе которых есть и выпускавшиеся до недавнего времени Lada 2105 и Lada 2107.
Благодаря своей надежности «копейка» заслужила настоящую народную любовь. ВАЗ-2101 мог обходиться без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Согласно заводским испытаниям, автомобилю требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. Именно поэтому некоторые экземпляры до сих пор ездят по дорогам России и за рубежом.