Когда узнаешь историю создания этого фильма, начинает казаться, что соавтором Лелуша в работе над ним была сама жизнь.
Судьбоносное явление канадского дистрибьютера
Первый приз Лелуш получил в 13 лет на конкурсе дебютов Каннского кинофестивале. В 21 год прославился как автор снятого скрытой камерой репортажа об СССР. В 23 открыл свою студию. Но несколько снятых вслед за этим фильмов оказались провальными. Лелуш был на грани отчаянья, когда возник канадский дистрибьютор, желавший вложить 40 000 Долл. в его будущий фильм в обмен на права проката в США и Канаде. Сумма была скромная, но Лелуш согласился, не раздумывая. Так началось история создания одного из самых знаменитых в истории кинофильмов.
Мужчина и женщина/ Un homme et une femm (1966) реж. Клод Лелуш
Жан-Луи Трентиньян
Вместо сценария У Лелуша была только идея - история любви врача и ассистентки режиссёра, встретившихся у дверей пансиона, где учатся их дети. На главную роль он пригасил Жан-Луи Трентиньяна и он согласился, не раздумывая, так ему понравился предыдущий фильм Лелуша. И тогда под влиянием Трентиньяна главный герой из доктора превратился в автогонщика - сам Трентиньян до того, как стать актером, профессионально занимался автогонками, знаменитым автогонщиком был и его дядя Морис Треньтиньян. Вслед за этим возникли сюжетные повороты с аварией и травмой героя, смертью его жены. Появились документальные кадры, снятые во время ралли в Монте-Карло и автомобиль Ford Mustang - его модели предоставила компания "Форд Франс", глава которой был большим поклонником Мориса Трентиньяна.
На роль героини Лелуш пригласил Роми Шнайдер, но она раскритиковала идею фильма и категорически отказалась.
Чудесная актриса Роми Шнайдер не раз принимала опрометчивые решения при выборе ролей. Спустя несколько лет она отвергла роль в другом, также ставшим событием в кино, фильме - «Последнее танго в Париже». Его режиссер Р. Бертоллучи был так зол, что в отместку дал роль актрисе с такой же фамилией - Марии Шнайдер.
Анук Эме и Пьер Бару
После отказа Шнайдер Трентиньян посовеотвал Лелушу пригласить на главную роль Анук Эме, которую хорошо знал.
Роль погибшего мужа-каскадера героини досталась уже снимавшемуся ранее у Лелуша актёру и певцу Пьеру Бару. И этот персонаж обрёл биографические черты исполнителя - увлечение бразильской музыкой и... влюбленность в героиню. У Пьера Бару и Анук Эме в процессе съёмок начался роман, в разгар съемочного периода они поженились.
Френсис Лей
Пьер Бар познакомил Лелуша со своим приятелем, композитором, практически не имевшим опыта работы в кино. Невысокий, с аккордеоном за спиной, Френсис Лей, признался при встрече Лелушу, что снимался в массовке в его предыдущем фильме. И на своем цифровом аккордеоне наиграл Лелушу несколько мелодий, последнюю из которых Лелуш выбрал главной музыкальной темой фильма еще до начала его съемок.
Оригинальная стилистика фильма родилась во многом из-за финансовых ограничений
Лелуш был сценаристом, режиссёром, продюсером и оператором фильма. Чтобы вписаться в скромный бюджет он снимал на дорогую цветную пленку только натуру, а интерьерные сцены на черно-белую, сочетал разные форматы кинопленки - 8, 16 и 32 мм. Актеры сами делали себе грим. Сцены не репетировали, а диалоги импровизировали прямо во время съёмки. Дублей не делали, если сцена не нравилась, от неё отказывались и снимали другую. Результатом этого стал необычный визуальный ряд и атмосфера живой искренности в актерских сценах.
Первый смонтированный вариант произвёл на Лелуша ужасающее впечатление, он решил, что "запорол ещё один фильм".
Монтаж Лелуш начал еще во время съёмок. Но перемонтировал фильм затем снова и снова, до тех пор, пока он не стал казаться ему совершенным.
Первый предварительный показ произвёл настолько сильное впечатление на присутствующих, что его в тот же день взяли в конкурсную программу Канн, хотя срок подачи заявок давно истёк.
Успех фильма был оглушительный. В общей сложности фильм получил около 40 призов, включая гран-при Каннского фестиваля и два «Оскара». Режиссёр, актёры, композитор стали мировыми знаменитостями.
Сочетание кадров, снятых ручной подвижной камерой, со строгими и идеально композиционно выверенными. Соседство документальных и постановочных сцен, рваного монтажа с долгими и длинными планами. То нервный и резкий, то наоборот, замедленный ритм повествования. Музыкальная насыщенность. Невероятная убедительность актёров. Максимально приближенные к жизни диалоги, включающие обсуждение интеллектуально значимых тем. Всё это создает невероятную визуальную выразительность фильма, которая настолько сильна, что затмевает недостатки в виде драматургического несовершенства, излишней мелодраматичности сюжет.
Сегодня фильм смотрится не менее свежо и новаторски, чем полвека назад. Если вы хоть раз его видели, то вряд ли когда-то забудете редкой красоты кадры пустынного пляжа в разгар зимы, вдоль которого герои бегут навстречу друг другу под музыку Лея, и крупные планы Анук Эме.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino