Найти тему
Science & Future

Почему все до сих пор не пересели на электромобили и когда закончится нефть?

Вообще, это довольно объёмный вопрос, поэтому в процессе подготовки большая статья, ну а пока небольшая заметка — так сказать, трейлер. Бывший министр нефти Саудовской Аравии как-то сказал: «Каменный век закончился не от того, что закончились камни, также и нефтяной век закончится не от того, что закончится нефть». А закончится ли нефть? Нефть на сегодняшний день является самым потребляемым первичным источником энергии — треть всей энергии человечество получает от нефти. Вообще же, около 90% всей добываемой нефти идёт на производство различных видов топлива и только оставшиеся 10% перерабатывается для неэнергетического использования.

По последним данным крупнейших мировых компаний, разведанных мировых запасов нефти хватит, при текущем уровне потребления, минимум на 50 лет. Вроде не так уж и много. Вот только 50 лет назад прогнозы были ровно такими же. Скорее, нас прикончит глобальное потепление из-за сжигания углеводородов, чем закончится нефть. Это пессимистичный сценарий. Эта тема слишком сложна и спекулятивна, поэтому опустим её на этот раз.

Оптимистичный же сценарий предполагает замену транспорта, получающего энергию за счёт сжигания углеводородов электрическим. Но так ли всё просто? Есть в этом смысле слишком утрированный пример, согласно которому энергосистема просто не выдержит возросшей нагрузки, который из разряда мифов, и распространяется людьми, отрицающими пользу электромобилей. Да, нагрузка возрастёт, но начнём с того, что все сразу не пересядут на электрокары — это постепенный процесс. Более того, электромобили, напротив, можно применять в качестве средства поддержания стабильности электросети, благодаря разработке инфраструктуры двунаправленных зарядных станций. Но на это снова нужны время и средства.

В любом случае, необходимо искать новые пути аккумулирования и хранения энергии. Учёные во всём мире работают над этим, но эта работа может занять ещё десятилетия, а предсказать результаты крайне сложно. Не стоит забывать и о том, что с увеличением количества аккумуляторных батарей, возрастёт нагрузка на месторождения лития и кобальта, которых в земной коре гораздо меньше, чем углеводородов. Можно было бы вместо электродвигателей перейти на водородные, но тут основная проблема в том, что до сих пор не решены проблемы хранения и транспортировки водорода, что тоже неизменно упирается в потребление энергии. Как итог, дело далеко не в мировых заговорах и нефтяном лобби (хотя последнее я не отрицаю). Углеводородное топливо дешевле и проще в производстве, чем аналоги. Пока. Вот и весь секрет. А что думаете вы по этому поводу?

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.