"Я НИКОГДА С ЭТИМ НЕ СПРАВЛЮСЬ!", "Я СЛИШКОМ МОЛОД/БОЛЕН ДЛЯ ЭТОГО", "МНЕ ЛЕНЬ!", "Я ЗНАЮ, ЧТО ТАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕЛЬЗЯ, НО НИЧЕГО НЕ МОГУ С ЭТИМ ПОДЕЛАТЬ".
👾Гнетущие переживания и мысли о бесполезности попыток взять ситуацию под контроль, словно вороны, кружат над головой, когда не удается остановить нечто мешающее или сделать нечто жизненно важное.⠀
Американский психофизиолог Мартин Селигман назвал этот феномен выученной беспомощностью: ощущение отсутствия взаимосвязи результата и действия в деятельности, направленной на достижение цели.
⚡️Например, вы хотите съесть хлеб, а хлеба дома нет. И вы не верите/не понимаете, что если вы встанете с дивана, соберётесь и пойдёте в магазин, купите там хлеб, ваша цель – желание съесть хлеб – будет достигнута.
⚡️Или вы не ходите на выборы, потому что считаете, что ваш голос ничего не изменит.
Выученная беспомощность связана с трудностью:
✔️постановки цели («ничего не хочу», «не знаю что выбрать»);
✔️инициирования действия («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»);
✔️поддержания первоначального намерения («я передумал», «стало не интересно»);
✔️преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»).
Селигман проводил эксперименты на собаках, были созданы условия, сочетающие наказание с безвыходностью.
Собаки из первой группы имели возможность избежать ударов тока и успешно их избегали. У них не было опыта негативного научения и они быстро находили выход, брали ситуацию под контроль.
Собаки из второй группы имели опыт неконтролируемого наказания – их били током и бежать из клетки было некуда – не думали избегать ударов тока даже имея такую возможность. Эти собаки обучились бесполезности своих усилий и выученная беспомощность стала основной формой их поведения в дальнейшем, независимо от условий окружающей среды.
☝🏻Выученная беспомощность развивается, если человек полагает, что неудачи будут преследовать его в любой ситуации во все времена. Важнейшим условием такой установки на глобальность является уверенность в том, что во всех своих неудачах повинен сам человек (бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайной удачей или чьей-то помощью.⠀
☝🏻Выученная беспомощность считается успешно приобретенной, когда человек примиряется со своей
судьбой, покоряется ей и не пытается
искать выхода не только из конкретной ситуации, но также и из любой другой.
☝🏻Выученная беспомощность снижает сопротивляемость организма к влиянию вредных факторов, способствует развитию разнообразных заболеваний, депрессии, приводит к гибели.⠀
🤨Но вы ведь знаете, что даже если вас съели, вариантов выбрать у вас остаётся больше, чем один?💩🗣
🔫 Оружие для испепеления беспомощности:
✅Самоуважение и уверенность, что неудачи случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня.
✅Высокая самооценка и вера в то, что успех определяется собственными качествами человека, способностью самостоятельно решать трудные задачи.
Чтобы выйти из состояния выученной беспомощности, берём курс на:
🎉признание наличия проблемы и обращение за необходимой помощью;
🎉преодоление эмоционально тяжелого состояния;
🎉активизацию желаний и потребностей;
🎉повышение самооценки;
🎉осознание своих прав (право на ошибку, на собственный выбор, возможность быть собой и т. п.);
🎉осознание имеющегося ресурса /собственных возможностей;
🎉актуализацию опыта побед и преодолений трудностей;
🎉формирование позитивного прогноза;
🎉постановку целей и принятие на себя ответственности за их достижение;
🎉создание новой стратегии преодоления препятствий и разработка пошагового поведения достижения поставленных целей;
🎉реализацию конкретных шагов в жизни;
🎉обращение за необходимой помощью и поддержкой в преодолении возникающих трудностей.