Включая стеклоомыватель, водитель не задумывается, как это работает. Так ведь и впрямь – есть дела поважней. Нечего отвлекаться на всякую ерунду, когда за стеклом не пойми что творится!
Однако поскольку, дорогие читатели, вы сейчас заглянули ко мне на канал, значит, вряд ли управляете автомобилем и испытываете на себе все тяготы участия в дорожном движении в ненастную, слякотную погоду. В таком случае позволю себе развлечь вас рассказом, каким был стеклоомыватель в культовом «Жуке» компании Фольксваген.
Это в нынешних машинах стеклоомыватели работают благодаря давлению, создаваемому электронасосом, забирающим омывающую жидкость из бачка. Но на заре автостроения омыватели были механическими и работали по принципу клизм, которые водители тискали руками, а если и получали насосы, то это была уже опция из разряда «люкс».
В Жуке или, если хотите, в Volkswagen Beetle стеклоомыватель использовал давление воздуха в запасном колесе. Автомобиль был заднемоторным. Багажник, в котором хранилась «запаска», находился спереди. Расположение «запаски» буквально под лобовым стеклом подтолкнуло конструкторов разместить рядом бачок для стеклоомывающей жидкости и соединить его шлангом с запасным колесом через специальный переходник. Другой шланг подключался к форсунке, расположенной напротив лобового стекла по центру капота.
От водителя требовалось, как о том сказано в инструкции по эксплуатации, накачивать «запаску» до давления 43 PSI. В современных единицах измерения это составляет 2,96 бара.
И все – нажимай на кнопку и пользуйся. Когда давление воздуха в колесе падало до 26 PSI (1,79 бара), система отключалась. Остаточного давления было достаточно, чтобы при необходимости заменить «запаской» пробитое колесо и продолжить движение. А чтобы система стеклоомывания вновь стала работоспособной, водитель должен был подкачать «запаску» до рекомендованного инструкцией уровня.
Недостаток системы понятен: если запасное колесо использовалось по своему прямому назначению вместо проколотого, воспользоваться пневматическим омывателем становилось невозможно. Возможно, поэтому пневмоомыватель был дополнительной опцией, а часть Жуков им не оснащалась. Тем не менее при желании пользователь мог приобрести переходник и шланги и установить их самостоятельно или на автосервисе.
Из чтения инструкций можно узнать любопытную информацию, что производитель рекомендовал использовать в качестве «незамерзайки» в зимний период эксплуатации. Это сейчас ее можно купить на каждом углу, а в те времена водителям предлагалось разбавлять воду спиртом либо приобретать и использовать фирменный «коктейль» Volkswagen.
Фото из открытых источников