Найти тему

Наряды: депривация сна и её последствия

По уставу внутренней службы, дневальный должен спать не более четырёх часов в сутки. Искать в уставе информацию о том, сколько должен спать солдат не нужно. Там написано, сколько часов сна является пределом. На самом деле он может вообще не спать, если того требуют обстоятельства, а решается это только дежурным по роте и отцами-командирами — взвода, роты, части. В наших традициях это выглядело так... Перед заступлением в наряд давалось время на подготовку к нему. Примерно час из этого времени разрешалось спать. В течение ночи можно было поспать от двух до трёх часов.

Разумеется, вместо себя стоять на тумбочке мог заставить дед, как и выполнять всю работу, тогда что-то определённое про сон сказать уже невозможно. Повторюсь, дневальный мог не спать вовсе.

Другую проблему создавало то, что не хватало людей. Во взводе, где все распределены по рабочим местам, выделение кого-то в наряд составляет определённую проблему. Если поставить в него токаря, то кто будет точить детали? Если электрика, то некому будет обслуживать электротехнику. Поэтому образовывались группы из солдат, которые не имели каких-то определённых специальностей, или специальность была не связана с какими-то особыми навыками. Такие ребята и ходили в наряды чаще всего.

Поэтому недосыпание из-за наряда становилось хроническим. В теории наряд вне очереди мог рассматриваться как наказание. Несколько месяцев у меня такой служба и была. У нас тремя нарядами подряд никого испугать было невозможно, мы так в них и ходили. Ничего страшного, и некоторые дополнительные преимущества. Ночью можно, если осторожно, почитать, послушать музыку с селектора, поговорить с другими дневальными. Одно время ко мне заходил подполковник, парторг части. Ужасно любил человек поболтать и нашёл во мне хорошего собеседника. Выпьет грамм двести и в казармы, с солдатами пообщаться. А тут такой разговорчивый дневальный. Вот он и устроил импровизированный политклуб.

Всё было бы хорошо, но долгая депривация сна крайне вредоносно воздействует на психику. Постоянно чувствуешь себя так, будто бы в невесомости. Потом начинается нестандартная реакция на какие-то раздражители. Вдруг появляется нервозность или неожиданно совершаешь поступок, который не очень-то и хотел совершать. При долгой, более месяца, частичной депривации сна начинаются ещё и галлюцинации. Чаще всего зрительные.

Напротив тумбочки дневального у нас висел большой информационный стенд, а на нём были изображены образы рядового в разной форме одежды, которая требуется для физической зарядки. Неожиданно я обнаружил, что данное изображение делает зарядку — приседает, поднимает руки, прыгает и выполняет наклоны вправо и влево. Это достаточно сильно меня озадачило. Долго думал и рассказал о том одному сержанту, тот командиру взвода. После чего я был с нарядов снят и долго в них не заступал.

Подчеркну, что наш взвод и наша служба имела определённую специфику. Оружия мы не видели, работали и ходили в эти самые наряды. Поэтому какие-либо эксцессы с психикой тоже проходили не так уж и бурно. В тех же подразделениях, где люди получали оружие происходили дела и похуже, к примеру, расстрелы сослуживцев из автоматов. Чаще всего на такое шли молодые военнослужащие, которых достали деды. Отметим, что делали они это в состоянии, которое непременно было связано с долгой и изнуряющей депривацией сна. Вызывает она и такой эффект, когда сам собой не владеешь.

Если рассуждать логически, то даже удачная очередь по дедам-садистам в тысячу раз усугубит проблемы, потому что за ней будет суд и долгий тюремный срок, а то и высшая мера наказания. Иногда случалось и помещение в специальное психиатрическое заведение, где тоже потом пришлось бы лечиться не менее 10 мучительных лет, а потом выйти уже не совсем бодрым человеком. Но в том состоянии психики, перекорёженной отсутствием сна и постоянными стрессами, про это не думали. За время моей службы в ГСВГ было два удачных расстрела. И ещё знаю о том, что одну очередь над головами дал парень из нашего взвода. Его откомандировали в другое подразделение, которое охраняло военные объекты. Над ним потом власть поиздевались и отправили на гауптвахту, где он мучился много дней. Вот такие изгибы психики и такая среда обитания.

Если Вам интересны мои истории, ставим палец вверх и подпишитесь на мой канал — тогда истории о службе в ГСВГ будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо Вам за внимание!