Автозак - специальная машина-фургон, разгороженный внутри решетками плюс по бокам два т.н. "стакана" для одиночных заключенных, которых по той или иной причине нужно изолировать от общей массы. Иногда это просто женщины. Фургоны некоторых автозаков делятся надвое перегородкой вдоль - едут две группы заключенных. Это делается для того, чтобы обезопасить конвой от раскачки автозака (это излюбленный прием). Раскачка (с последующим переворотом и падением автозака) - один из способов борьбы бесправного зека за свои малые права.
Пол кузова усилен стальными профилями, чтобы его нельзя было пропилить. Выхлоп выведен горизонтально назад: автозак не должен превращаться в душегубку!
Сами же камеры устроены предельно примитивно и обшиты сталью вовсе не с целью издевательства над теми, кого в них перевозят. Просто в камерах должна быть обеспечена максимальная безопасность (чтобы ничего нельзя было отломать или оторвать), а после каждого рейса положено проводить полную санобработку кузова. Ведь здесь могут ехать больные, туберкулезные...
Последние нововведения - видеонаблюдение в кузове и навигационная система GPS (с помощью которой определяется местонахождение машины). Правда, самим «жуликам»-осужденным от всего этого не легче. Посидев на солнце минут пять в общей камере, обливаешься потом: никакие вентиляционные отверстия не спасают в этом стальном ящике. А зимой в кузовах «газонов» наверняка страшный «дубак», поскольку единственный воздушный обогреватель стоит в ногах караула. Впрочем, уже разработаны автозаки с кондиционером и даже биотуалетом (аж смешно), но массовыми они вряд ли станут...
Новая модель из Сухобезводного, на которую ФСИН возлагает большие надежды, построена на современном шасси маленького «камазенка» с двигателем Cummins. Предполагается, что до капремонта такой автозак будет ходить не сотню тысяч километров, как «газон», а все четыреста!
10-15 пассажиров в автозаке - достаточно просторно; но бывает, экономя бензин на ездках, набивают под сорок человек; ну, держитесь, сердечники, астматики и просто пожилые преступники!
Вперед в таком случае лучше не лезть (по возможности); последнему, у решетки, легче дышать. Были случаи: придавливали в жаркую погодку сердечников - во двор тюрьмы они мешками вываливались из автозака.
Иногда придавливают нарочно: какого-нибудь извращенца (особенно неумолима зековская братва, если преступление совершено в отношении ребенка). Часто менты сами помещают подобную сволочь не в отдельный "стакан", а в общую массу. "Задохнулся на этапе, сердце слабое, ничего не поделаешь". Тюрьма спишет, а суду - работы меньше; или зоне - забот.