Если попросить ребенка нарисовать гоночную машину, то у него, скорее всего, получатся контуры Maserati 250F.
Простые и чистые формы делают 250F едва ли не самым красивым автомобилем F1 в мире – кузов в форме сигары, длинный нос, обрубленная корма, почти обязательный алый цвет и итальянская родословная.
Его карьера пришлась на золотую, легендарную и опасную эру Гран-при. "Мазер" дебютировал в 1954-м и сражался на равных с куда более молодыми соперниками в сезоне-1960. Великие пилоты творили на 250F чудеса, отправляя его в долгие заносы на полной скорости. Впрочем, и менее талантливым гонщикам он приносил победы. Maserati 250F делал великим своего водителя: качество, которое редко встречается у героев нашей рубрики.
Когда в 1954-м правила "Формулы-1" разрешили использование 2,5-литровых атмосферных двигателей, Maserati вернулась в гонки после продолжительного перерыва. Из Маранелло в Модену переманили легендарного инженера Ferrari Джоакино Коломбо, а разработкой шасси занялся Валерио Колотти. Он разработал трубчатую пространственную раму, одетую в алюминиевые панели, с независимой передней подвеской и задней типа "де Дион". Редуктор установили не за ведущим мостом, а перед ним, чтобы оптимизировать центр тяжести и снизить склонность к заносу.
К тому моменту Jaguar уже активно юзал дисковые тормоза, но итальянцы по-прежнему использовали барабаны, да еще и скромного диаметра в 340 мм. Рядная "шестерка" изначально развивала скромные по нынешним временам 220 л.с., но тогда и этого хватало с горочкой.
Сегодня 250F во многом кажется странной. Несмотря на достаточно просторный кокпит, пилоту приходилось сидеть верхом на туннеле карданного вала. Педаль акселератора располагалась посередке, тормоза – справа, а сцепления – слева. Буквально под правой рукой водителя топорщился короткий толстый рычаг 4-ступенчатой коробки передач, а гигантский обод руля сделан из дерева. Расположенный сзади бензобак содержал лишь небольшую (35%) часть бензина – остальное приходилось на дьявольский коктейль из метанола, ацетона, бензола и касторового масла.
"Maserati 250F, возможно, лучший автомобиль F1, которым я когда-либо управлял, – добрым словом вспоминает свою боевую подругу сэр Стирлинг Мосс. – Да, заднемоторный Cooper был быстрее и гораздо проще в управлении, но доставлял ли он столько же удовольствия? Не думаю. Если ищешь машину, способную выжать из себя все соки и при этом способную дарить истинный восторг, то в "Формуле-1" это будет именно Maserati".