Текст: Сергей Удачин и Николай Бахарев; Фото: Lada
Самая доступная
«Первая» Lada Kalina была для россиян долгожданным глотком новизны после откровенно устаревших, простых и дешёвых «Жигулей», а также уже почти отживших своё «Самар». Но появившаяся следом Granta сделала мечту о новом современном автомобиле ещё ближе к конечному потребителю. Её создали на основе «Калины», путём упрощения и удешевления конструкции, а заодно попутно освежив дизайн. При унификации почти в 80% у «Гранты» было около 400 новых оригинальных узлов и деталей
Получившаяся в итоге ещё более доступная Lada, пришедшая на смену «классике», незамедлительно стала бестселлером. После выхода на российский рынок Granta сразу же оказалась на первых строчках списка самых продаваемых моделей, в миг выбив оттуда заднеприводные тольяттинские седаны Lada 2105 и 2107, а заодно потеснив родственную «Калину».
А ещё через год она сместила с пьедестала популярную тогда «Приору» и надолго обосновалась во главе списка бестселлеров. Благодаря новизне модели, доступности запчастей, знакомой по «Калине» и другим «Ладам» начинке, хорошей ремонтопригодности в сочетании с низким ценником Granta пользуется успехом и на вторичном рынке.
Lada «в цифре»
Бюджетный переднеприводный седан Granta под внутризаводским индексом ВАЗ-2190 появился в рамках программы по созданию новой дешёвой «Лады». Проект так и назывался «Low cost» и был примечателен инновационным подходом в разработке автомобиля. Например, на создание модели ушло всего 2,5 года, поскольку у тольяттинцев уже была готовая платформа «Калины», а также современные методы компьютерного проектирования с виртуальными испытаниями и краш-тестами вместо реальных.
Имя для модели выбирали всем миром - из нескольких тысяч вариантов, присланных на «АвтоВАЗ» в рамках конкурса «Народному автомобилю - народное название». Его победителем, кстати, стал житель Красноярска Павел Захаров, в качестве награды прямо на Московском автосалоне 2010 года получивший ключи от новенькой «Калины». Впервые новую «Гранту» показали 11 мая 2011 года в рамках Съезда Союза машиностроителей России в Тольятти.
Через 5 дней её уже начали в тестовом режиме собирать на конвейере. В серию машина пошла в октябре того же года, а продажи стартовали в декабре. Конструкция «Гранты» совершенствуется на всём протяжении выпуска модели. Наибольшее количество улучшений пришлось на вторую половину 2012 года и середину 2013 года. В частности, модель получила модернизированную 5-ступенчатую механику с меньшими люфтами, вибрациями и усилиями на рычаге. Сперва её ставили только на машины со средним по мощности двигателем, а с 2015 года – на все «Гранты».
А ещё с 2012 года «Гранту» первой из «Лад» стали серийно оснащать автоматом - известной по ряду «Ниссанов» 4-ступенчатой трансмиссией Jatco. В марте 2013-го «АвтоВАЗ» представил лифтбек Granta под индексом ВАЗ-2191, а примерно через год эта пятидверка встала на конвейер завода «ИжАвто». Помимо формы кузова новинка отличалась от седана передним бампером, формой задних дверей и расположением заднего номерного знака.
Также в 2013-м тольяттинцы вывели на рынок гражданский вариант Lada Granta Sport. У седана, выпускаемого силами Lada Motor Sport Technologies, другие бамперы, колёса, спортивные сиденья и руль, а также более совершенная, иначе настроенная подвеска, усиленные тормоза и форсированная до 114-120 сил «четвёрка» 1.6 (ВАЗ 21126). Всего же в арсенале «Гранты» четыре бензиновых двигателя такого же объёма и разной мощности – от 82 до 106 сил.
В продаже с пробегом
Анализ предложений о продаже подержанных Lada Granta, представленных на сегодняшний день в интернете, показал, с какими типами кузовов и двигателями эта модель лучше всего представлена на вторичном рынке в нашей стране. Машины с кузовом седан оказались в большинстве (86%), что вполне предсказуемо. Ведь лифтбеки (14%) начали выпускать только в 2013 году.
Чаще всего Granta с пробегом встречается в продаже с 87-сильным двигателем (46,4%). Следом идут машины с «четвёрками» мощностью 98 л.с. (21%). Автомобилей с самым слабым 8-клапанным 82-сильным двигателем (15,6%), который ставился на доступную начальную версию модели, на рынке оказалось больше, чем топовых 106-сильных (13,4%). А форсированных 120-сильных седанов Granta Sport в продаже совсем мало (3,6%).
Что касается коробок передач, которых на «Гранте» три на выбор, то самая популярная – механика. С ней продаётся наибольшая часть машин (84%). Подержанных седанов и лифтбеков Granta с японским автоматом на порядок меньше (13,5%), хотя и ставится эта трансмиссия со вторым по популярности мотором. А вот собственный тольяттинский «робот», доступный только с топовым 106-сильным двигателем, на вторичном рынке редкость (2,5%).
Оцинковка и коррозия
Как и у родственной «Калины», кузов «Гранты» оцинкован не полностью. Защитное покрытие нанесено на элементы в нижней части машины. Это ниши задних колес, задние крылья, крышка багажника (с двух сторон), пол и защитный экран кузова, желобок заднего крыла и надставка, двери, ниша запаски и все детали каркаса. Но наличие цинка на металле, увы, не спасает Lada Granta от «рыжей чумы». Особенно машины после аварий, в которых нарушается целостность покрытия. Такие варианты лучше сразу отметать.
Но даже у «Грант», не участвовавших в ДТП, появление коррозии неизбежно. Несмотря на то, что тольяттинцы победили гниение порогов, мест для появления очагов ржавчины на кузове осталось в достаточном количестве. Например, под жёсткой шумоизоляцией на дверях. Да и в верхних частях неотрегулированных дверей, в местах стёршейся краски. Также в зоне риска рамка лобового стекла, днище и подкапотное пространство. Поэтому лучше искать машины, у которых была проведена дополнительная антикоррозионная обработка кузова и скрытых полостей.
ВИН-номер Lada Granta, как и у родственной «Калины», расположен на опорной чашке правой передней стойки подвески. Быстрая езда по плохим дорогам может привести к деформации металла чашек. От серьезных повреждений, вздутий краски и трещин может пострадать серийный номер автомобиля. А это сулит неприятности при оформлении машины в ГИБДД. К тому же у такой «Гранты» из-за деформации чашек может измениться геометрия передней подвески, от чего пострадает управляемость. Визит на сервис при этом как минимум для сход-развала необходим.
Четыре двигателя 1.6
На «Гранту» устанавливалось четыре рядных бензиновых 4-цилиндровых атмосферных двигателя. Все объёмом 1,6 литра: 8-клапанный 82-сильный (132 Нм) ВАЗ 11183-50 и 87-сильный (140 Нм) ВАЗ 11186 (с облегченной шатунно-поршневой группой), а также 16-клапанник от «Приоры» - 98-сильный (145 Нм) ВАЗ 21126 и 106-сильный (148 Нм) ВАЗ 21127. Эти моторы неплохо себя зарекомендовали. Они вполне ремонтопригодны и достаточно экономичны.
Двигатели Lada Granta любят масло, а особенно мощные 16-клапанные. Чтобы младшая, уже не доступная на новых машинах, более простая и надёжная «четвёрка» прослужила как можно дольше из отведённых ей до капитального ремонта 120 000 км, а остальные дожили без проблем до 200 000 км, необходимо следить за уровнем масла. И лучше менять его чаще, чем раз в 15 000 км, как предписывает производитель. А ещё нужно следить за состоянием ремня ГРМ за 1330 рублей, с которым лучше сразу поменять и помпу за 970 рублей. От износа он может порваться раньше времени.
И если у 82-сильного агрегата есть шанс обойтись без повреждения клапанов, то остальным в этом случае грозит дорогостоящий ремонт. Машины без кондиционеров лишены натяжителя приводного ремня. Из-за этого у них часто выходят из строя подшипники генератора. В середине 2012 года эту проблему на «Грантах» решили, установив генератор Bosch вместо ненадёжного самарского. Ещё один слабый узел – термостат стоимостью 1275 рублей. Чаще его выходом из строя грешат седаны, выпущенные до 2012 года.
Три коробки
Lada Granta оснащается невероятно широким для российского автомобиля ассортиментом коробок передач: 5-ступенчатые механика и «робот» собственной разработки, а также 4-диапазонный японский автомат Jatco JF414E. Унаследованную от «Калины» МКП в 2011 году усовершенствовали, внедрив тросовый привод, заменив синхронизаторы на двух первых передачах, и снизив объём масла с 3,3 до 2,2 литров.
До этих улучшений механическая коробка передач была склонна к масляному голоданию на высшей пятой передаче из-за особенности конструкции. Механика «Гранты» шумновата, но в целом вполне надёжна и может проходить до 200 000 км при должном уходе и замене масла раз в 75 000 км.
А вот классическая АКП, судя по отзывам, чуть ли не самый надёжный агрегат автомобиля. Типичные болезни автоматов вроде износа фрикционов и гидроблока настигают его уже в почтенном возрасте. Но на пробегах до 100 000 км на «Грантах» может начать подтекать сальник насоса за 250 рублей. Поэтому, чтобы не осушить и раньше времени не загубить АКП, убедитесь, что с коробки под машиной не капает масло. Масляный щуп, кстати, не сразу найдёшь. Он запрятан под корпусом воздушного фильтра.
«Робот» собственной разработки, по сути, является механикой 2180 с блоком электромеханического привода немецкой компании ZF. Он ставится на «Гранты» с 2015 года и только на машины со 106-сильным мотором. В отличие от МКП, эта коробка меньше шумит и не передает вибрации в салон. Небольшой рывок при переходе с первой передачи на вторую – не признак скорой поломки, а конструктивная особенность. Сгладить его можно, сбрасывая газ в момент переключения. Выбирая Granta с «роботом», будьте готовы к его особенностям. Например, зимой он может отказаться работать, пока не прогреется двигатель, а включение заднего хода происходит с задержкой до 8 с.
По мелочи
Не лишена Lada Granta и других недостатков, которые, впрочем, не дороги в устранении. Например, у тормозных колодок за 700 рублей могут сломаться копеечные пружины, о чём владелец машины узнает по их характерному дребезжанию. А замки багажника и задних дверей бывает заедают из-за попадающих в них пыли и грязи – боком вышла экономия на уплотнителях. Поэтому при осмотре машины проверьте, чтобы все двери легко открывались. А ещё обратите внимание на задние фонари. Из-за слишком больших вентиляционных отверстий они со временем наполняются грязью и потеют.
На дорестайлинговых машинах пыль и вода, помимо этого, выводили из строя плохо защищённый генератор от 4800 рублей. А у «Грант» с автоматом блок управления коробкой передач расположен не в самом удачном для электроники месте - за левой фарой. Из прочих почти ничего не стоящих в устранении поломок владельцы Lada Granta называют отламывающийся язычок крышки бардачка и выпадающий от тряски плафон подсветки салона. Также надо быть аккуратным с рукояткой регулировки сиденья – она хрупкая и поэтому часто ломается.
Цена вопроса
Разброс цен на «Гранту» с пробегом варьируется в диапазоне от 150 000 рублей за пятилетние седаны первых годов выпуска модели и до 530 000 рублей за совсем свежие «заряженные» четырёхдверки Lada Granta Sport. Подержанные лифтбеки продаются сейчас минимум за 270 000 рублей, а за спортивные седаны мощностью до 120 сил просят от 360 000 рублей. «Гранту» с автоматом сейчас не найти в Сети дешевле 250 000 рублей, а машины с редким тольяттинским «роботом» АМТ обойдутся в 320 000 рублей и выше.
Наш выбор
Lada Granta с пробегом – это недорогой и при этом довольно свежий вариант автомобиля на каждый день. Можно сказать, неплохая альтернатива общественному транспорту! Ведь самые первые седаны вышли, по сути, всего 5 лет назад. Купить подержанную «Гранту» сейчас можно по цене пары хороших кухонь из ИКЕА или десятка приличных городских велосипедов из «Спортмастера». А расходы на ремонт в случае чего будут сопоставимы с походом всей семьёй в «Макдональдс». Ну просто, хватай и беги!
По мнению редакции Am.ru, покупать «Гранту» лучше всего с кузовом лифтбек. Его багажник хоть и меньше, чем у седана (440 против 520 литров), зато гораздо удобнее для погрузки и выгрузки поклажи, а также крупногабаритных вещей. Да и выглядит пятидверка симпатичнее, а выпускается всего-то чуть больше трёх лет. Оптимальный вариант - автомобиль с 98-сильным двигателем и надёжным японским автоматом. Это машина в приличной комплектации с кондиционером и излеченными «детскими болезнями» ранних «Гранд».
В приоритете ухоженные варианты с одним хозяином в ПТС, небольшим пробегом, хорошим состоянием, а также дополнительной антикоррозионной обработкой кузова. Найти такую Lada Granta Liftback вполне можно за 350 000 – 370 000 рублей. Если же вы молоды, горячи, любите скорость, неторопливая работа АКП вас приводит в бешенство, а денег на хот-хэтч пока нет, то ваш вариант - Kalina Sport. Довольно свежий автомобиль не старше 3 лет с пробегом до 35 000 км можно подобрать до 430 000 рублей.