Собственный автомобиль президентского уровня - гордость любой развитой страны. Именно поэтому на проект "Кортеж" денег не жалели - когда речь о престиже, никаких миллиардов не жалко. В результате через десять лет активного осваивания денег мы получили вот это...
В мае этого года состоится четвертая инаугурация Владимира Путина в качестве президента Российской Федерации. От прочих подобных мероприятий нынешняя будет отличаться тем, что глава государства проедет из дворца в Кремль не на привычном Mercedes Pullman, а на отечественном лимузине проекта «Кортеж», который обошелся федеральному бюджету в сумму по разным оценкам от 38 до 50 миллиардов рублей.
По официальным данным проект создания президентского лимузина «Кортеж» стартовал в конце 2012 года. Но это совсем не так. Первым деньги на разработку российского государственного автомобиля самого высокого класса получил шоумен Николай Фоменко.
Сейчас про это уже все забыли, но 11 лет назад Николай Фоменко зачем-то решил стать производителем спортивных машин российского производства. Шоумен из всех «утюгов» заявлял, что его компания Marussia Motors будет продавать по 700 спортивных автомобилей в год по всему миру, что, несомненно, убьет таких слабаков и «задохликов» как компании Porsche, Ferrari и Lamborghini.
Можно нанять дизайнеров в Италии и сделать пару-тройку тестовых автомобилей. Но от такой показухи до серийного производства просто неопределимая дистанция. Тем более, что Николай Фоменко все же был шоуменом, а не талантливым инженером. Так на показательный образец Marussia был установлен 300-сильный двигатель Nissan, который никак не мог соответствовать характеристикам спортивного автомобиля. Вся остальная начинка в Marussia также была глубоко вторична. В качестве спортивного автомобиля детище Николая Фоменко даже теоретически невозможно было продать за границей. Внутри страны тем более невозможно было найти покупателей. Есть у нас, конечно, джигиты, которые внутри аула гоняют на спортивных автомобилях, но они платят за марку и престиж.
Как впоследствии рассказывали работники компании Marussia Motors, как и все российские производители, они закупали оборудование и комплектующие в Китае. Но из-за огромного количества посредников, каждый из которых хотел заработать, цена приобретения оказывалась выше немецких аналогов. К тому же выяснилось, что купленное оборудование не работает, поскольку не адаптировано с другими узлами и агрегатами. Затем за большие деньги закупили английские и итальянские запчасти, но и они никуда не подошли. В общем, все как обычно, когда нет ни плана, ни стратегии, ни понимания кому и зачем это надо.
Собственно, Николай Фоменко, похоже, и не собирался начинать серийное производство своей Marussia. Вместо этого он фонтанировал идеями. Практически без пауз шоумен объявил о создании второго варианта суперкара Marussia B2. Через несколько месяцев состоялась презентация концепта кроссовера Marussia F2. Следом за «паркетником» Фоменко провозгласил разработку и создание многоцелевого вездехода «Суша-2» для министерства обороны. Нет нужды говорить, что ни один из этих проектов даже не приблизился к массовому производству.
И тут впервые появился «Кортеж»
Впрочем, все эти пафосные крики Николая Фоменко про спортивный автомобиль Marussia, которому нет равных в мире, не пропали даром. В это время какой-то пытливый ум родил мысль, что не к лицу лидеру великой державы ездить на вражеском автомобиле Mercedes Pullman. Могучий лидер огромной страны должен горделиво передвигаться на отечественном лимузине, который посрамит все зарубежные аналоги. Был объявлен конкурс на реализацию проекта «Кортеж», стоимостью 12 миллиардов рублей. Тендер выиграл Николай Фоменко и его Marussia Motors.
Затем какие-то большие люди решили, что Николай, конечно, парень хороший и про оранжевый галстук петь умеет, но 12 миллиардов для него будет многовато. Поэтому финансирование отошло к крупным игрокам. В качестве основного подрядчика был определен ФГУП "Научно исследовательский автомобильный институт (НАМИ)". Именно через него пошло все деньги проекта, а Николай Фоменко перекочевал в статус субподрядчиков.
Но тут тоже все было достаточно мутно. В электронной базе сайта «Госзакупки» отражен лишь один контракт между ФГУП «НАМИ» и ООО «Marussia Motors». Николаю Фоменко поручалось создание макетов экстерьера правительственных автомобилей за небольшие деньги. Потом его совсем скинули с проекта, но в суде фигурировали достаточно крупные суммы в сотни миллионов рублей, которые Marussia как бы получила от федерального финансирования, но ничего взамен не сделала.
В 2014 проект Николая Фоменко Marussia Motors был полностью закрыт. Сотрудникам компании, как у нас принято, не заплатили за несколько месяцев зарплату. Долго продолжались судебные процессы, в ходе которых кредиторы, в том числе ФГУП «НАМИ», пытались взыскать с отца-основателя Marussia сотни миллионов рублей. Затем все кредиторы почему-то простили свои долги, и история была закрыта. На память о звездном проекте остались лишь сотни красивых фотографий спорткара Marussia в интернете.
К этому моменту ФГУП «НАМИ» уже четыре года создавал отечественный лимузин для Владимира Путина. Были потрачены многие миллиарды рублей.
Трудно ли изготовить лимузин для президента России?
Примерно так будет выглядеть лимузин Путина
Нет. Совсем нетрудно. С этой задачей легко справится любой взрослый человек. Нужно просто заказать три бронированных лимузина представительского класса у одного из мировых автомобильных гигантов, особо обговорив, что на месте шилдика будет двуглавый орел. Обойдется эта забава в 30 миллионов рублей. Ну, пускай в 50 миллионов с учетом безбедной старости этого самого заказчика как посредника. Но это никак не 50 миллиардов, а в тысячу раз меньше. Почему так дорого получается?
Мы умышленно не будем говорить, про такие особенности российской государственной экономики, как откаты и воровство. Будем считать, предполагается, что генпродрядчик ФГУП «НАМИ» самостоятельно разрабатывает все узлы и механизмы будущего автомобиля президента Путина. Именно поэтому все так долго и настолько неимоверно дорого. Это ведь надо сесть, задуматься и с чистого листа создать полностью свой российский лимузин, который безнадежно посрамит все автомобильные поделки мировых автогигантов.
Почему в это поверили? Есть такое искусство убеждать. А главное, время было такое. Все в России разрабатывали отечественные автомобили, у которых «нет аналогов в мировой автомобильной промышленности». Мы уже поговорили про Николая Фоменко и его самый быстрый в мире спортивный автомобиль Marussia, а сейчас пришло самое время вспомнить Михаила Прохорова и его смешной «Ё-мобиль».
Чтобы мы не делали, получается «Ё-мобиль»
Сейчас трудно понять почему, но в те годы производство отечественного автомобиля, который порвет на части западных конкурентов, буквально овладело телевизором. Вероятно, мысль понравилась главному зрителю страны, и затем пошло-поехало.
За сравнительно небольшое время перед глазами российского телезрителя пронеслось несколько автомобильных проектов, которые должны были сделать Россию крупнейшим автопроизводителем в мире. Marussia пришла на смену гоночному болиду «Lada Revolution». Выкатился из темноты и уехал обратно в бездну шикарный российский «Руссо-Балт». Рялом с ним довольно долгое время собирал внимание бюджетный российский автомобиль «Мишка», который должен был стать дешевле продукции индийского концерна Тата. Огромное количество эфирного времени занимал самый экологичный «Ё-мобиль» в мире, его горделиво теснил лимузин президента из проекта «Кортеж». Все автомобильные российские проекты, разумеется, завершились полным провалом.
Например, в 2012 году журналистов собрали, чтобы протестировать хваленые Ё-мобили. Несколько автомобилей, собранных на базе серийного кроссовера Suzuki SX-4 действительно умели ездить самостоятельно. А вот со всем остальным дело обстояло намного хуже.
Ё-мобиль Михаила Прохорова
Ё-мобиль заявлялся как революция в автомобилестроении, оснащенная роторно-лопастных двигателями, российского производства, дополненными электроустановками, которые должны были заряжать эти самые роторы. В действительности силовые агрегаты Ё-мобиля оказались 1,4-литровыми восьмиклапанными двигателями, производства Fiat. Итальянцы сняли их с производства, поскольку движки морально устарели, так и не добравшись до серийного выпуска. Ну, а главное, что подорвало наполеоновские планы завалить Россию Ё-мобилями, оказалась конечная цена. Михаил Прохоров гарантировал, что его детище будет стоить не дороже 400 тысяч рублей, но после того, как уже был построен завод, выяснилось что только себестоимость производства прохормобиля будет составлять более миллиона рублей.
В результате миллиардер плюнул на эту затею слюной и продал заводские корпуса и технические наработки все тому же государственному ФГУП «НАМИ» за символическую цену в один евро. Единственный Ё-мобиль все же нашел хозяина. Агрегат в качестве рекламы был подарен Жириновскому. Впрочем, реклама оказалась такой же как и сам продукт – Ё-мобиль очень быстро безнадежно сломался.
А государственное финансирование проекта кортеж, по созданию лимузина для Путина, неуклонно продолжалось. Как мы уже говорили, невозможно оценить все затраты, который понес российский бюджет на создание самого комфортного и безопасного автомобиля в мире. Был первоначальный транш в 12 миллиардов рублей на разработку президентского автомобиля в рамках проекта «Кортеж». Затем на сайте «Госзакупки» можно найти еще несколько тендеров, также доставшийся ФГУП «НАМИ», в рамках все того же проекта «Кортеж». Здесь фигурируют разовые платежи на сумму 8 миллиардов рублей, 3,5 миллиарда рублей, 2,8 миллиарда рублей…Затем министр промышленности Мантуров заявляет, что государство выделяет 24 миллиарда рублей…В общем, оценка общих затрат на разработку отечественного президентского лимузина в размере 50 миллиардов будет еще скромной.
Хотя страна благополучно выбралась из идеи стать мировым законодателем автомобильной моды, финансирование проекта Кортеж продолжалась. После 2014 года Россия неожиданно для всего мира взяла курс на самоизоляцию. Вдоль наших границ принялись хмуро бродить бесконечные враги. Любимым словом вместо «инвестиций» стало «импортозамещение». Таким образом, строительство российского супер автомобиля для главы государства стало делом не только выгодным, но и политическим. Не гоже руководителю страны, которая весь мир пугает своей огневой мощью, ездить на автомобиле, выпущенной в стране НАТО и нашим вероятным противником.
В результате необходимого для нас «напряжения всех сил» в конце декабря 2017 года первые автомобили проекта «Кортеж» были отгружены Федеральной службе охраны. Это, конечно, большая тайна, но все СМИ страны написали, что на четвертую инаугурацию Владимир Путин приедет на бронированном лимузине отечественного производства, выпущенном в результате успешной реализации проекта «Кортеж».
Что на сегодняшний день известно про путинский лимузин отечественного производства?
Двигатель, который установлен на главном автомобиле России, разработала компания Porsche. Точнее сказать, ее инжиниринговое подразделение, которое выполняет заказы «на сторону», а не работает над модельной линейкой марки Porsche. Точно такие же движки, только менее мощные – на машинах сопровождения проекта «Кортеж».
Другие компоненты для проекта "Кортеж" поставляют 50 зарубежных компаний. Некоторые из деталей производят по лицензии на территории России, но большинство напрямую импортируют из-за рубежа.
В частности, известно, что за тормоза лимузина Владимира Путин отвечают компании Haldex Brake Products(специализируется на пневматических тормозах для тяжелой грузовой технике и броневиков) и Brembo.
Американская компания Harman Connected Serviсes разрабатывала "софт" для мультимедийных систем.
Акустикой салона лимузина проекта «Кортеж» занимается швейцарская фирма Daniel Herz.
Среди поставщиков комплектующих главного автомобиля страны китайская компания U-shin. Китайцы разработали механизмы запирания дверей и лючка бензобака президентского лимузина, дверные ручки, системы бесключевого доступа, управляющие блоки климатических систем и различные переключатели.
Детали кузова для президентского импортозамещенного лимузина заказали в Южной Корее. Русский кузов машины Владимира Путина произвела компания DNK TECH CO.
В результате за 50 миллиардов рублей получилось что-то вроде самолета Сухой-Сперджет. Тот, как известно, хоть и называется российской разработкой, собран исключительно из импортных деталей, которые поставляли десятки различных фирм. В результате все получилось заранее морально устаревшее и очень дорогое в обслуживании.
Примечание:
Бронированный Mercedes-Maybach S600 Pullman стоит 570 000 евро. Цены указаны на сайте компании. То есть, через полчаса после заключения договора автомобиль могут отгрузить заказчику.