Найти тему
Зелёнка

Портрет. XVII-XX века

Оглавление

Портрет XVII века

Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.

В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря – фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.

Веласкес. Водонос
Веласкес. Водонос

Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример – Питер Пауль Рубенс.

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт

Новую жизнь обретает автопортрет – всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен – вот главные любители селфи в реалиях XVII века.

Рембрандт. Автопортрет
Рембрандт. Автопортрет

Портрет XVIII века

С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты – парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».

Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет – жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

-5

Портрет 1-й половины XIX века

Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.

Жак Луи Давид. Мадам Раймон де Вериньяк
Жак Луи Давид. Мадам Раймон де Вериньяк

Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).

Делакруа. Автопортрет
Делакруа. Автопортрет

Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития – за это отдельное спасибо Доминику Энгру.

Энгр. Портрет княгини де Бролье
Энгр. Портрет княгини де Бролье

Портрет 2-й половины XIX века

Вот и настал черед реализма. В фокусе художника – социальная характеристика модели и ее психология.

В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент – это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

Ренуар. Портрет Альфонсины Фурнез
Ренуар. Портрет Альфонсины Фурнез

Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника – Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.

Сезанн. Крестьянин в синей блузе
Сезанн. Крестьянин в синей блузе

На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.

Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена V
Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена V

В конце XIX– начале XX века на первый план выходит модерн с его лаконичной заостренностью, порой – чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.

Муха. Времена года
Муха. Времена года

Портрет в XX веке

В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними – произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики – с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему – из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.

-13

К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.

Малевич. Портрет М.В.Матюшина
Малевич. Портрет М.В.Матюшина

Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.

Уорхол. Мерлин Монро
Уорхол. Мерлин Монро

Про историю портретного жанра в предыдущие эпохи читайте в статье «Портрет. От Античности до Маньеризма» в блоге об искусстве PaintingRussia.

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)