Ответ не такой простой, как это кажется на первый взгляд.
Продвинутые автомобилисты уже научились отличать механический приводной нагнетатель, так называемый supercharger, от турбины, раскручиваемой выхлопными газами. Но что касается двигателей с двойным турбонаддувом, до сих пор в обсуждениях в интернет форумах ломаются копье за копьем.
С типичным примером такого я столкнулся буквально на днях, когда в посте про Toyota Supra назвал двигатель 2JZ-GTE, стоявший на Toyota Supra четвертого поколения, битурбированным. Вскоре один из комментаторов меня упрекнул, мол, 2JZ никогда не был битурбированным, это твин-турбо двигатель, что, по его мнению, означает последовательное подключение турбин разного размера. А битурбо, это, по его мнению, двигатель с двумя равными по размеру турбинами, работающими параллельно. В “интернетах” я нашел как такую же, так и противоположную точку зрения.
Производители добавляют смуты - все называют двигатели по-разному. Например, и на Isuzu D-Max, и на VW Amarok стоят турбодизели с двойным последовательным турбонаддувом, с двумя турбинами разного размера. Но только в случае D-Max система называется Twin-Turbo, а на Amarok - Bi-Turbo.
На самом деле, все гораздо проще. Действительно, есть два типа использования двух турбокомпрессоров в конструкции двигателя. Цель у них общая - увеличить количество воздуха в цилиндрах двигателя, позволяя ему сжечь больше топлива, тем самым выдав большую мощность. Добиться этого, используя два турбокомпрессора, можно двумя путями.
Путь первый - последовательный турбонаддув, применяемый, как правило, на рядных двигателях (привет, 2JZ!). При такой схеме применяется две турбины различного размера, установленные последовательно. Для того, чтобы раскрутиться, и начать увеличивать давление, маленькой турбине достаточно небольшого количества выпускных газов, то есть маленькая турбинка начинает работать уже на небольших оборотах. По мере роста оборотов и давления выпускных газов, вступает в работу большая турбина, которая начинает подавать в цилиндры необходимое количество воздуха. Последовательная схема позволяет минимизировать турбо-лаг.
Вторая схема - применение двух больших турбокомпрессоров равного размера, подключенных параллельно. Эта схема оптимальна для V-образных двигателей. При такой схеме турбины работают полностью независимо, каждая на свой блок цилиндров. В случае использования с рядными двигателями, на каждую из турбин приходится половина цилиндров.
А названия битурбо и твинтурбо являются полными синонимами, ведь и “би”, и “твин” означает число 2, не более того.