С развитием общества и культурных отношений умение говорить выделилось в отдельный предмет, а потом и в науку. Предмет ораторского искусства известен был в древнем Китае, Египте, Индии. Ассирии, Вавилоне. До нас дошли художественные произведения древней Индии - «Рамаяна», «Махабхарата», Ассирийские анналы, которые являются лучшим примером литературы, диалоги, как «Лето и Зима», басни « Об орле и змее», мифы, такие как «О сотворении мира», вавилонская поэма «О Гильгамеше», повесть «Об Ахикаре», где изложены поучения старого Ахикара об искусстве говорить и молчать. Все эти произведения искусства относятся к Х и VII в.в. до н.э. Но самое широкое развитие ораторское искусство получило в древней Греции, где оно стало самостоятельным предметом.
Древние греки оказали огромное влияние на мировую историю и культуру. После многочисленных войн в V веке до н.э.установился короткий золотой век. Самым процветающим городом-государством были Афины. Афины стали центром искусства, литературы, философии. Установившийся строй – рабовладельческая демократия - дала возможность всему свободному мужскому населению участвовать в общественной жизни, в обсуждении важных государственных дел: в народном собрании, в судах. Поэтому, чтобы отстоять свое мнение надо было уметь говорить, т.е. владеть риторикой, а должностные лица обязаны были владеть ораторским искусством, т.е. мастерством публичного выступления. Ораторство и политика были неразрывны. Все знаменитые ораторы - Перикл, Демосфен- были крупными политическими деятелями. Все мужи Афин читали труды философов, учили их трактаты наизусть, декламировали. Это стало модно. Философы – софисты открывали платные школы и становились преподавателями красноречия. Это были школы философов – просветителей. Они создали культ слова и риторики и оформили риторику как науку. Софисты обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче, умению воздействовать на аудиторию. Речь становится предметом изучения, «Риторика» - царица всех искусств. Цель софистов была научить учеников полемизировать и дискутировать, но не было единой системы обучения. Известные из софистов Протагор, Критий, Горгий. Горгий создал «учебник красноречия». О них сохранились свидетельства у Сократа, Платона, Диогена. Древнегреческая философия сложилась как наука, а вместе с ней и ораторское искусство.
На смену софистам пришел Сократ – философ, великий оратор талантливый педагог. К сожалению Сократ не оставил письменных трудов. Его обучение было устным. Он бродил со своими учениками по оливковым рощам и обучал их философии, риторике методом диалога. Его учеником был Платон.
Платон представляет «Афинскую школу» философов. В 380 г. до н.э близ Афин в местности Академа основал религиозно-философский союз, который стал называться Академия Платона. В Академии рассматривался широкий круг вопросов- математика, философия, астрономия, естествознание. Метод обучения был диалог. В своем диалоге «Федр» Платон изложил теорию красноречия. Он писал « Вся речь должна быть словно живое существо». Он предлагает строить речь композиционно: «вступление, изложение, свидетельства и доказательства и правдоподобные выводы». Он считал, что преподаватель ораторского искусства должен знать природу вещей и ее идеи, стремиться к познанию души слушателя. Придавал большое значение эмоциональной убедительности речи. Ученик Платона – Аристотель – величайший философ Греции, риторик.
Аристотель первый ученый, который создал всестороннюю систему философии. Он учился в Академии Платона, преподавал там риторику и другие предметы. Аристотель автор 150 научных трудов и трактатов. После смерти Платона в предместье Афин Аристотель организовал новую школу –Ликей- где преподавал, проводил самостоятельные исследования. Он был наставником Александра Македонского и дружен с ним. Поэтому после смерти А. Македонского дабы не постигла его участь Сократа, он покинул Афины. Его Академию возглавили приемники. Просуществовали 1-я, 2-я,3-я Академия. Его последователь Андроник Родосский собрал труды Аристотеля в книгу под названием «Метафизика». Издал трактаты Аристотеля «О душе», « Риторика». «Поэтика», «Эвдемова этика» и др. «Риторика» Аристотеля посвящена искусству красноречия. Его риторика – это эстетика связанная с силлогистикой. Это искусство убеждения. Его силлогизмы имели огромную силу воздействия на людей и на целое общество.
Во II в. до н.э. Греция оказалась под владычеством римлян. И в это время в Риме появляются греческие риторы и первые риторские школы. Искусство риторики в Риме стало процветать. Что же с Академией Платона.? Сулла приказал вырубить рощу Академии. Академия была закрыта. Филон, возглавлявший Академию Платона, в 87 г. до н.э. эмигрировал в Рим. Его учениками стали Цицерон и Марк Терентий Варрон. И только в 176 году Марк Аврелий восстановил Академию в Афинах, а в 529 году император Юстиан закрывает Платоновскую Академию. Также в Афинах были закрыты все философские школы. Такова история. Естественно, ораторское искусство служило правящей верхушке и оно было неразделимо от политики, его процветание зависело от общественного и политического строя государства.
Источник: www.biecom.ru