Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Истоки советского автопрома. Часть 2: свой путь!

В прошлом материале мы говорили о первом опыте советского автопрома, который опирался на наработки Ford и Opel. В первом случае – это был способ в кратчайшие сроки наладить серийное производство, а во втором – разумный результат репараций. Но что было дальше? Страна встала на ноги, прогресс шагал. Но как он казался автомобилей? И правда ли, что советские машины – нет-нет, да копия западных разработок?

ЗАЗ 965 – Лучшее от лучшего

"Запорожец" - это, вопреки заблуждению, не купе, а тудор
"Запорожец" - это, вопреки заблуждению, не купе, а тудор

По умолчанию принято считать, что «горбатый» - это копия легендарной малолитражки от итальянцев – Fiat 600. И правда это лишь отчасти. Перед постройкой 965 модели конструкторы НАМИ изучили мировой опыт микролитражных автомобилей. В их распоряжении был Lloyd 600, Renault Dauphine и Fiat 600, которые показались конструкторам наиболее удачными машинами в классе. Особенно впечатлил итальянец, вокруг которого создавали «Запорожец». Но речь не идет о копировании! Общее у машин лишь в компоновке, да технологии производства. Советская машина стала трехобъебной, с кузовом тудор – вместо двухобъемного фастбэка. Советская машина обладала более современными опускающимися стеклами (вместо раздвижных). По сути, ЗАЗ-965 – это самостоятельная модель.

Кузов Fiat 600 - фастбэк
Кузов Fiat 600 - фастбэк

Москвич – 402 – не совсем Opel

Opel Olympia Record (1938) - был на конвейере до войны, но General Motors "зажала" эту модель.
Opel Olympia Record (1938) - был на конвейере до войны, но General Motors "зажала" эту модель.

В то время, как советские заводы готовились к производству автомобиля с использованием наработок Kadett K38, немецкая марка уже выпускала более совершенную модель – Olympia Record. Автомобиль был более совершенным, но – по условиям репараций – обходил СССР стороной. Посему, когда намекают на его сходство с 402 моделью АЗЛК, то несколько заблуждаются. Да, внешность – очень похожа, за исключением некоторых моментов. Но конструкция – все дальше отходит от немецких корней. Известно, что перед созданием новой модели, на завод доставили лучшие образцы мирового автопрома в данном классе (Citroen 2CV, Fiat 1100, Ford Taunus 12M). И Опеля среди них не было. Машины использовались для понимания уровня автомобильной мысли тех лет – не более того.

Москвич - 402 (1956) - скромный автомобиль иного класса и условий
Москвич - 402 (1956) - скромный автомобиль иного класса и условий

Москвич-408 – совсем не Opel

Opel Kadett A (1960)
Opel Kadett A (1960)

Считается, что 408 модель АЗЛК продолжила стезю, проложенную моделью 400, которая корнями уходит в немецкий Рюссельхайм. Внимательные пользователи говорят о сходстве облика советской машины с Opel Kadett A 1962 года. Возможно, это так, да только разделяет модели лишь два года, а внешнее сходство продиктовано мировыми тенденциями того времени. Не исключено, что технологичные элементы, отработанные еще в Германии в 1945 году, но они не повлияли ни на облик, ни на конструкцию машины. Москвич имел более мощный мотор, большие габариты и более современную подвеску. Да и была бы неудачная копия самым продаваемым советским автомобилем за рубежом – от Финляндии до Британии?

Москвич-408: более совершенный автомобиль, который сравнивать с немцем некорректно.
Москвич-408: более совершенный автомобиль, который сравнивать с немцем некорректно.

ЗАЗ-966 – не плагиат, а следование тенденциям!

"Ушастый" - созданный по канонам заднемоторной моды.
"Ушастый" - созданный по канонам заднемоторной моды.

Вторая модель легковой малолитражки завода «Коммунар» создавалась на основе уже имеющегося 996-го, о котором писалось выше. Соответственно, его конструктивные корни если имели сходство – то все с тем же итальянцем Fiat-600. Хорошо – скажете вы – но как же быть с внешностью? Копия NSU Prinz 4. Да, опоясывающая линия из хрома, которая окружала машину под линией остекления – такая же. Такая же как на Fiat 1300, Mazda 800, Simca 1000, Dodge A 100 и многих других машин того времени. А машины эти, по сути, следовали моде, заложенной заднемоторным Chevrolet Corvair 1959 года. Так что подражание советских дизайнеров было общемировой тенденцией.

Chevrolet Corvair (1960) - законодатель моды для большинства заднемоторных легковушек того времени.
Chevrolet Corvair (1960) - законодатель моды для большинства заднемоторных легковушек того времени.

Как видите, большинство нападок на отечественных дизайнеров и конструкторов напрасны. Да, они признавали лучшую автомобилизацию стран противоположного лагеря, и вполне честно, по рыночным правилам – не скрывая того факта, использовали те наработки, которые можно было использовать. И делали именно те автомобили, которые требовались той стране. «Москвич» оказался выносливее Опеля – несмотря на «ломучесть», а ни один Fiat-600 не предоставлял таких возможностей для людей с ограниченными возможностями, как легендарный «Горбатый». А в заключительной части нашего цикла мы поговорим, чем советский аналог был лучше «Автомобиля 1966 года» в мире.

NSI Primz IV (1962) - еще один "подражатель" Corvair.
NSI Primz IV (1962) - еще один "подражатель" Corvair.

Авто
5,66 млн интересуются