Предупреждение: отечественными подшипниками я называю те подшипники, которые продаются в России под брендами бывших советских ГПЗ. Есть также российские бренды, которые ушли от этой аббревиатуры и взяли себе другие, ненамного более удачные. Естественно обыватель, покупая "российские" подшипники с маркировкой "N-ский ГПЗ", уверен, что они произведены в России, а не ввезены, к примеру, из Поднебесной. Но не все так однозначно.
Текст, который вы прочтете ниже, является пересказом видеоролика (https://youtu.be/_Bltdsvickw) о проблемах "отечественных" недорогих подшипников, продающихся в обычных автомагазинах.
Так вот, после публикации видео в комментариях образовалась довольно интересная дискуссия, в которой приняли участие люди, не по-наслышке знакомые с подшипниковым бизнесом. И картина состояния отечественной подшипниковой отрасли, если верить некоторым достаточно аргументированным суждениям в комментариях, примерно следующая:
- Подавляющее большинство деталей для "отечественных" подшипников (кольца, шарики, сепараторы, уплотнения) завозятся из Китая.
- В России происходит только сборка, маркировка и упаковка данной продукции.
- Маркировка, как правило, производится лазером и представляет из себя простейшую операцию (в отличие от глубоких отпечатков, которые делают серьезные производители) . Разные ГПЗ маркируют одни и те-же детали своими значками.
- Нередко даже сборку, маркировку "мэйд ин раша" и упаковку поручают китайцам.
- Большинство ГПЗ или обанкрочены, или занимаются сдачей помещений в аренду.
- Если где-то в России подшипниковое производство еще работает и делает что-то серьезное, то это, как правило, оборонные или космические заказы.
А теперь пересказ самого видеоролика:
К большому сожалению, качество изготовления некоторых отечественных подшипников оставляет желать лучшего. На днях я купил несколько образцов производства ГПЗ-34 и СПЗ-4.
Сразу оговорюсь, что купил я подшипники в 2-х разных торговых сетях и обнаруженные проблемы были у всех купленных подшипников.
Образец №1: ГПЗ-34
Подшипник имеет двойную маркировку: на защитном кольце- международное обозначение, на внутренней обойме — «советское», по ГОСТу. В конце обозначения видим суффикс С17 — это значит, что в подшипнике — смазка Литол-24.
Вообще-то американский аналог Литола-24 был изобретен в 40-х годах ХХ века, и логично, что его свойства явно не годятся для сегодняшних высоких скоростей и не менее высоких температур. Верхний предельный порог в 120 градусов, честно говоря, маловат. Современные бюджетные смазки держат 170 и больше. Это первый минус.
И второй, самый главный недостаток: контактное уплотнение в подшипниках ГПЗ-34 не герметично от слова совсем. На просвет виден значительный зазор между уплотнением и внутренней обоймой подшипника. Это значит, что внутрь подшипника будет набиваться грязь, а смазка — выдавливаться.
Напомню, что подшипник оснащен контактным уплотнением, которое должно герметично прилегать к внутреннему кольцу без какого-либо зазора.
Образец № 2: СПЗ-4
Теперь подшипник производства СПЗ-4. Здесь уплотнение герметично. Маркировка - "советская". Проблема в смазке: при вскрытии защитного кольца выясняется, что вместо Литола-24 (в маркировке тоже стоит С17) здесь — смазка изумрудного цвета, явно не Литол. Есть надежда, что эта смазка лучше по свойствам, чем Литол-24, но все равно это не дело — заменять смазку при том, что в обозначении четко прописан именно Литол.