Найти тему

Как работает центр адаптации инвалидов "МАСТЕР ОК"

Сегодня Центр «Мастер ОК» занимается организацией работы в специализированных «защищенных мастерских» и поддержкой людей с инвалидностью в их праве на трудовую деятельность. «Тактики и практики» не могли пройти мимо. Рассказываем!

«Мастер ОК» был создан как Центр социальной реабилитации инвалидов и являлся структурным подразделением Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Здесь налажена работа в нескольких ремесленных мастерских, где молодые люди с физическими ограничениями приобретают профессию, учатся трудовой дисциплине и получают возможность самореализации в социальной жизни.

Мы поговорили с Сергеем Михайловским (фандрайзер Центра) и Иваном Граевским (директор «Мастер ОК»), чтобы подробнее узнать о проекте.
Мы поговорили с Сергеем Михайловским (фандрайзер Центра) и Иваном Граевским (директор «Мастер ОК»), чтобы подробнее узнать о проекте.

Наташа Фирсова: Сергей, сразу вопрос к Вам. Что за профессия «фандрайзер»? И какое отношение она имеет к людям с особенностями развития?
Сергей Михайловский, фандрайзер центра «Мастер ОК»: Профессия фандрайзер имеет прямое отношение к некоммерческой организации, которой является наш Центр. Любая такая организация существует за счет пожертвований, финансовых и товарно-имущественных. Задача фандрайзера в том, чтобы найти и привлечь партнеров из числа фондов, бизнеса и частных лиц, готовых сделать пожертвования. В Центре «Мастер ОК» существует еще один способ привлечения финансов – собственная коммерческая деятельность, а точнее продажа товаров, сделанных руками наших подопечных, поэтому мои функции как фандрайзера немного расширены. Кроме того, я занимаюсь привлечением небольших заказов для наших мастерских, а также продажей уже готовых товаров.

Н.Ф.: Можно ли работу фандрайзера сравнить с работой социального предпринимателя?
С.М.: Я думаю, мы в России миновали те времена, когда считалось, что благотворительность – это подаяние людям и некоммерческим организациям. Сейчас многим интересно участвовать в продуманной благотворительности: всевозможных акциях и проектах, где четко сформулирована социальная задача, есть эмоциональный интерес и даже выгоды для всех сторон. Поэтому мы постоянно в поисках новых идей взаимодействия с общественностью, в том числе с бизнес-сообществом. Думаем, пробуем, совершенствуем… Да, по-моему, нас с Иваном можно назвать социальными предпринимателями.
Н.Ф.: Можно ли работу фандрайзера сравнить с работой социального предпринимателя? С.М.: Я думаю, мы в России миновали те времена, когда считалось, что благотворительность – это подаяние людям и некоммерческим организациям. Сейчас многим интересно участвовать в продуманной благотворительности: всевозможных акциях и проектах, где четко сформулирована социальная задача, есть эмоциональный интерес и даже выгоды для всех сторон. Поэтому мы постоянно в поисках новых идей взаимодействия с общественностью, в том числе с бизнес-сообществом. Думаем, пробуем, совершенствуем… Да, по-моему, нас с Иваном можно назвать социальными предпринимателями.

Н.Ф.: Иван, Центр возник в 2013 году, как это было?
Иван Граевский, директор центра «Мастер ОК»: На самом деле, Центр создан в 2002 году и являлся структурным подразделением Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Была организована работа реабилитационных мастерских и кружков. Со временем ремесленные мастерские превратились в «защищенные ремесленные мастерские» для инвалидов и пришло понимание, что направление по трудовой адаптации и занятости инвалидов, можно выводить под управление отдельной организации. 13 февраля 2013 года был зарегистрирован Центр как отдельное юридическое лицо – Частное учреждение «Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК». Учредителем Центра является Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».

Н.Ф.: Вот как раз про «защищенные мастерские» хочется узнать, что это? И почему в РФ нет такого понятия пока?
И.В.: Действительно, понятие «защищенные мастерские» пока в России нигде не закреплено, используется и трактуется в каждой организации по-своему. Само понятие, как и многое другое, пришло к нам от зарубежных коллег, в частности, из Германии и Финляндии.
Н.Ф.: Вот как раз про «защищенные мастерские» хочется узнать, что это? И почему в РФ нет такого понятия пока? И.В.: Действительно, понятие «защищенные мастерские» пока в России нигде не закреплено, используется и трактуется в каждой организации по-своему. Само понятие, как и многое другое, пришло к нам от зарубежных коллег, в частности, из Германии и Финляндии.
«Защищенные мастерские» для инвалидов предполагают организацию труда и отдыха на рабочем месте в защищенных, особых условиях, с учетом потребностей молодого человека с инвалидностью.

В нашем случаем, где основными благополучателями являются молодые люди с интеллектуальными и ментальными нарушениями, особые условия труда могут предполагать:
-специализированные рабочие места,
-работу социального педагога, то есть мастера, в каждой мастерской для обучения и закрепления знаний и навыков,
-работу психолога для решения конфликтных ситуаций на рабочем месте и предотвращения похожих ситуаций в будущем,
-работу социальных работников для сопровождения и др.

Все это комплекс мер, защищающий молодого человека с инвалидностью от общих правил и требований на открытом рынке труда для адаптации и социализации к этим правилам. В «защищенных мастерских» занимаются только те люди с инвалидностью, которые не могут найти работу на открытом рынке труда, это важно. Наши «защищенные мастерские» – это, в первую очередь, подготовка к труду, социальная и трудовая адаптация, развитие навыков и их закрепление для последующего применения в профессиональной деятельности и жизни вне Центра.

Н.Ф.: Немного отвлечемся, и уточним, кто ваши ученики и как они к вам попадают (приходят сами, их приводят, вы их находите)? И кто может стать учеником Центра?
И.В.: В Центре «Мастер ОК» обучаются и работают люди с ограниченными возможностями в возрасте от 18 лет и старше. Так сложилось, что преимущественно, это молодые люди с интеллектуальными и ментальными нарушениями. Хотя, при этом, ограничений по инвалидности у нас нет. Это и ребята с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с множественными нарушениями.
Н.Ф.: Немного отвлечемся, и уточним, кто ваши ученики и как они к вам попадают (приходят сами, их приводят, вы их находите)? И кто может стать учеником Центра? И.В.: В Центре «Мастер ОК» обучаются и работают люди с ограниченными возможностями в возрасте от 18 лет и старше. Так сложилось, что преимущественно, это молодые люди с интеллектуальными и ментальными нарушениями. Хотя, при этом, ограничений по инвалидности у нас нет. Это и ребята с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с множественными нарушениями.

Находят нас в интернете, в других реабилитационных учреждениях, через ярмарки, общественные мероприятия и другими способами. Как правило, мы всем предлагаем записаться у нас на сайте centrtruda.com после чего наш специалист пригласит молодого человека с родителями на знакомство и собеседование.

Н.Ф.: Спасибо. Итак, сегодня в Центре действуют пять мастерских: ткацкая, столярная, швейная, батик и кухня. Почему были выбраны именно они?
И.В.: С 2002 года в Центре работали самые разные мастерские: бисероплетение, мягкая игрушка, керамика, изготовление изделий из кожи, вязание, плетение, компьютерные курсы и многое другое. Сейчас работают те мастерские, которые востребованы и интересны нашим ребятам как ремесло, которому хотелось бы научиться, и использовать его в будущем.

Н.Ф.: А как ребята выбирают направления? Или это определяют штатные сотрудники? Можно ли им совмещать направления?
И.В.: Да, ребята выбирают направления сами, как правило, с «напутствием» от родителей. Но в дальнейшем они могут попробовать и что-то еще, а в итоге закрепляются там, где у них лучше всего получается.
Н.Ф.: А как ребята выбирают направления? Или это определяют штатные сотрудники? Можно ли им совмещать направления? И.В.: Да, ребята выбирают направления сами, как правило, с «напутствием» от родителей. Но в дальнейшем они могут попробовать и что-то еще, а в итоге закрепляются там, где у них лучше всего получается.

Н.Ф.: «Школа самостоятельной жизни»… расскажите о ней.
И.В.: Это отдельный проект Центра, разработанный на средства Президентского гранта в 2014 году и действует он по сей день. Занятия в «Школе» направленны на социальную адаптацию молодого человека с инвалидностью в коллективе, семье и обществе. Она дает самые важные и необходимые навыки для повседневной жизни и профессиональной деятельности, такие как: приготовление пищи, поход в магазин, оплата коммунальных платежей, личное планирование, самопрезентация, личный бюджет, отношения и безопасность и многое другое.

Н.Ф.: Что происходит с учениками после того как обучение заканчивается?
И.В.: Подготовка к труду является важным этапом развития молодого инвалида, это хорошая возможность получить профессию, однако она ничто без умений и знаний «правильного» взаимодействия с коллективом. Как правильно представить себя, как правильно общаться в коллективе, что можно, а что нельзя? Для нас это само собой разумеющееся, а для многих из учеников Центра это не так. Поэтому часть ребят проходят обучение и практику, осваиваются в ремесле и в последующем трудоустраиваются в открытом рынке. Однако некоторым это не удается, и они возвращаются в Центр для поиска проблемы и ее коррекции.

Но есть и те, кто не может быть трудоустроен в открытом рынке труда из-за особенностей, они остаются заниматься в Центре на продолжительной основе.

Н.Ф.: А помимо практической пользы, если можно так сказать, что еще, на Ваш взгляд, получают ученики центра?
И.В.: Это и обучение ремеслу, навыкам общения и взаимоотношений, и практика после окончания учебного заведения, а еще – стажировка, ну а для некоторых – просто банальное общение со сверстниками и занятость. При этом всю работу и занятия в мастерских мы организуем максимально приближенно к работе на открытом рынке труда.

Мы стараемся выстраивать отношения с ребятами в контексте «сотрудник–работодатель», и на этом опыте отрабатывать правильный подход к работе и взаимоотношениям в коллективе.

Н.Ф.: А как организована работа центра?
И.В.: В Центре на сегодняшний день работают шесть мастерских: швейная, столярная, ткацкая мастерские, мастерская по батику, коже и роспись по дереву, плюс социально-бытовая адаптация (кухня, приготовление пищи). Для молодых инвалидов, посещающих мастерские проводятся тренинги с психологом, групповые и индивидуальные занятия, консультации.

Н.Ф.: Из каких учебных заведений точно можно попасть к вам на работу?
И.В.: СПб ГПУ им. Герцена в большом почете у наших специалистов, многие закончили именно его.

Н.Ф.: В Центре есть психолог. Можно в нескольких словах узнать о его работе?
И.В.: Поскольку основными благополучателями у нас являются молодые инвалиды с интеллектуальными и ментальными нарушениями, то работа психолога крайне необходима. К его помощи обращаются практически все ребята, вне зависимости от сохранности интеллекта. И это нормально. Психолог проводит тренинги по мотивации к труду, коммуникативным навыкам, управлению эмоциями, самопрезентации и др. Кроме того, ведет групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации для молодых людей с инвалидностью и их родителей.

На самом деле, мы, когда узнали про «Мастер ОК», не могли поверить в то, что такие организации существуют, но сразу захотели узнать о них побольше. А если вы вдруг думаете: «С чего это «ТиП» вообще решили взять такую тему? Мы ответим:

«Потому что для нас, как для площадки о профессиях и людях, важен профессионализм. Важно что человек умеет делать, а не то, какой он. Равные возможности – это будущее, и мы смотрим в него, надеемся, вместе с вами».

Беседовала Наташа Фирсова
Источник фотоматериалов

Редакция проекта «Тактики и практики» выражает благодарность Центру «Мастер ОК» за плодотворное сотрудничество!