Сегодня рассказ об отечественном автомобиле с счастливой судьбой. Автомобиль трудяга, на двери которого также были нанесены шашечки - первый автомобиль такси для села. Первый грузовик-такси.
Знакомьтесь - грузопассажирское такси ГАЗ-51 Р, выпускался автомобиль целых 19 лет, с 1956 года по 1975 год. После завершения выпуска этого автомобиля, они были в строю до середины 90-х годов.
Эта модификация автомобиля производилась на Горьковском автозаводе, точнее таких модификаций было три: ГАЗ-51 Р в кузове которого были продольные откидные скамейки, дверь в заднем борте и лесенка. ГАЗ- 51 РУ это экспортная модификация для стран с умеренным климатом, поставлялся в страны Азии, Африки, Южной Америки.
Большая часть "Рушки" шла в Северную Корею, Египет, Китай. Модификация ГАЗ-51 Т это было грузовое такси. Была еще модель ГАЗ-51 Ю для стран с тропическим климатом, в этой модели была изменена система охлаждения двигателя.
Отличной чертой этого грузотакси был уникальный брезентовый тент, который сразу узнавался среди потока транспорта. В отличие от обычного тента грузового автомобиля на "Эрке" было десять окон (по два спереди и сзади и по три с каждого борта), со стороны кабины в тенте был вентиляционный клапан, а полог сзади, над дверкой в заднем борту была откидная часть.
В кузове были две скамейки вдоль бортов. Позднее появилась еще одна небольшая у переднего борта. Все скамейки можно было откинуть и пристегнуть к борту. По своей сути ГАЗ-51 Р был первым маршрутным такси, который массово использовался на селе и в городе. С 50-х годов началась большая миграция населения в города, начинали строить заводы, целые районы.
Города требовали массу рабочих рук. Жили как правило в общежитиях или бараках, в выходные выбирались в деревню. Здесь ГАЗ-51 Р был востребован по полной программе. Очень часто грузотакси делало рейсы из деревень и поселков на колхозные рынки городов. Были эти грузовики как в городских автохозяйствах, в том числе и таксопарках. Так и в сельских автохозяйствах.
В детстве помню мне удалось несколько раз проехать в кузове такого такси. Трясет там неимоверно, ухабы и рытвины автомобиль щедро дарит пассажирам в кузове. Когда автомобиль идет по грунтовой дороге, в кузове стоит марево от дорожной пыли. В окошки можно было смотреть, если встать в полный рост. Как правило, окошки всегда были мутноватые, ведь никто их специально некогда не протирал.
Ну и гремит кузов очень сильно, особенно задний борт из трех частей. По этой причине, легендарную калитку получалось открыть не с первого раза. Этот автомобиль появился в истории страны вовремя, он полностью выполнил свою миссию. Этот симпатичный грузовичок стал действительно народным автомобилем, который выручал не раз и был надежен и прост как в эксплуатации, так и в ремонте.
Как говорили механики на автобазах - ведь там ломаться то не чему. И сегодня этот автомобиль в большом почете у любителей авто старины. Есть в этом грузовичке какая невероятная теплота. И стиль. Ведь при разработке конструкторы использовали оформление передней части (облицовка, крылья с фарами, капот, бампер) в стиле ленд-лизовских грузовиков «ДжиЭмСи» и «Студебеккер». Вот такой Джек Восьмеркин-американец. Автомобиль-трудяга с русской душой.
Источники фото: Википедия,format72.ru, cesnok.ru, ok.ru