Найти в Дзене
Science & Future

Почему человек забывает и работает ли аналогия мозга с компьютером?

Забывать считается абсолютно нормальным. Почти каждый день с человеком случаются отдельные случаи провалов памяти, которые вполне могут быть простыми и безвредными. Можно всё утро вспоминать, куда положил ключи, обнаружив их в замочной скважине или забыть взять с собой обед на работу, хотя 15 минут ты его упаковал в ланчбокс. Может быть и гораздо более опасная забывчивость, влекущая за собой негативные последствия, например, когда сотрудник забывает передать задание исполнителю, оттягивая тем самым сроки выполнения работы.

Можно пользоваться ежедневниками, а, например, в современные гаджеты есть возможность скачать такое количество разнообразных приложений-дневников-планёров, что в итоге начнёшь забывать, что и в какой из них записал.

Так почему человек забывает и чем это можно объяснить?

Во-первых, следует понимать, что забывание не означает, что эта информация полностью удалена из памяти. Причина этому — неудачная, по той или иной причине, попытка извлечь информацию из части мозга, отвечающей за долговременную память. Хотя в такой формулировке в очередной раз напрашивается аналогия мозга с компьютером, есть вполне обоснованная теория, что это не так.

На протяжении многих лет психологи разрабатывали многочисленные теории, пытаясь объяснить феномен забывчивости. Одной из первых была теория, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Он самостоятельно провел серию экспериментов, с помощью которой смог установить прямую связь между временем, которое нам требуется для того, чтобы сохранить и запомнить новую информацию, и нашей способностью эту информацию сохранять, помнить или забывать.

В одном из своих экспериментов Эббингауз подготовил список бессмысленных слов, состоящих из трёх бук, пытаясь в ходе эксперимента сохранить эти слова в памяти, а после попытаться их вспомнить. Интервалы времени, по прошествии которых он пытался вспоминать, находились в диапазоне от 20 минут до 31 дня. Эббингауз опубликовал результаты в виде своего первого исследования «О памяти: вклад в экспериментальную психологию».

Результаты проведенного им опыта, который позже стал известен под названием «кривая забывания» показали наличие связи между забывчивостью и временем. После изучения сначала мы теряем информацию очень быстро. На скорость потери информации влияют и другие факторы, например, способ её восприятия и количество попыток запомнить. Однако, «кривая забывания» также показала, что забывание не всегда продолжается до полной потери информации. При достижении определённой точки, процесс забывания останавливается. Это означает, что информация будет стабильно оставаться в долговременной памяти, и каких-либо угроз потерять её нет, при периодическом возврате к этой информации.

После экспериментов Эббингауза, учёные продолжили разработку гипотез и проведение исследований, постепенно двигаясь к теориям, которые бы объяснили феномен забывчивости и факторы, приводящие к ней. Обратимся к самым важным теориям, каждая из которых рассматривает один из следующих факторов: неудача в извлечении информации, неудача в хранении информации, путаница при сохранении информации.

Теория интерференции

В 40-50-х годах прошлого столетия самой распространённой теорией причин забывчивости, была именно эта теория.

Согласно ей, наши воспоминания смешиваются с тем, что мы узнали в прошлом и с тем, что мы узнаем в будущем. Предполагается, что вся информация, содержащаяся в долговременной памяти, может быть смешана вместе с новой информацией, которую мы хотим сохранить, что приводит к деформации или неисправности в памяти. Вам трудно вспомнить, что произошло с вами во второй день университета, потому как с тех пор произошло огромное количество разнообразных событий и появилось много новых воспоминаний, который просто наложились друг друга.

По мнению британского психолога Алана Бэддели, теория интерференции утверждает, что забывчивость происходит потому, что воспоминания мешают и разрушают друг друга. Другими словами, забывание информации происходит из-за вмешательства новых воспоминаний и информации, поступающих в наш мозг.

Есть два возможных варианта интерференции: проактивная, которая происходит, когда мы не можем сохранить какую-либо информацию по причине того, что уже сохранили другую некоторое время назад. Старые воспоминания мешают запоминанию новых, например, если человек сменил телефон, то старый телефонный номер поначалу всегда будет вытеснять в памяти новый. Хотя такой пример не подошёл бы для середины прошлого века. Ретроактивная интерференция происходит, когда мы не можем вспомнить информацию, которую мы ранее сохраняли в памяти, из-за новой, недавно сохраненной информации. Другими словами, новая информация на пути, "проведённом" к раннее полученной.

Стоит отметить, что уникальные и выдающиеся события менее уязвимы к интерференции. День выпуска из школы, дни свадьбы, рождения детей и тому подобное забывается, как правило, только в случае сильнейшего когнитивного расстройства.

Теория исчезновения

Согласно этой теории, память с течением времени хранит информацию всё хуже. Забывчивость объясняется постепенным исчезновением информации в долговременной памяти в результате того, что в течение длительного времени эта информация остаётся не востребованной.

Представьте себе, что вы не видели какого-то человека очень давно и не контактировали с ним. Когда вы случайно встретите его, вам будет сложно вспомнить его имя или где вы его видели, потому как ваша память в течение этого периода работала над тем, чтобы стереть информацию, которую вы не использовали в течение длительного времени, чтобы проще было усваивать новую информацию.

Эта теория обладает некоторыми пробелами. Наиболее важные выводы, к которым пришли учёные состоят в том, что время не может быть единственным фактором, который объясняет феномен забывания. Эта теория не может объяснить, почему люди не забывают как плавать, не практикуя плавание в течение многих лет. Более того, теория не может ответить, почему некоторые события и воспоминания исчезают из памяти очень быстро, а некоторые остаются в ней на очень долгий срок.

Согласно этой теории забывание не обязательно означает стирание информации из памяти навсегда. Просто не находится достаточных стимулов и эффектов, которые бы позволили к ней обратиться. Это означает, что степень запоминания зависит от наличия некоторых ключей и подсказок, которые "указывают, куда свернуть на развилках" для того, чтобы "достичь" конкретного воспоминания. Такими ключами могут стать определенный запах, музыка или песня, знакомый вид и многое другое (здесь включается эффект дежавю).

Несмотря на то, что забывчивость воспринимается как нечто отрицательное, это нормальная часть человеческой жизни. Существует много разнообразных методик, которые человек может применить, желая улучшить свою память. Главное понимать, что если вы не хотите что-то забывать, то необходимо постоянно повторять это и, конечно, высыпаться и не перегружать мозг.

Так является ли мозг суперкомпьютером?

-2

Нужно учитывать, что в мозге нет "ячеек" для запоминания определённой информации, как в компьютере, обратившись к которым, её можно было бы в точности извлечь. Ежесекундно мозг пронизывает бесчисленное количество сигналов, накладываясь друг на друга.
Поэтому идея о том, что "забывание информации происходит из-за вмешательства воспоминаний и другой информации в нашем мозгу", согласуется с практикой и клеточной анатомией мозга.

Процесс запоминания зависит от силы и продолжительности воздействия на определённые участки мозга и даже отдельные нейроны и тесно связан с вниманием, концентрацией и чувствительностью. Представьте, что вам нужно сделать максимально точную копию следа, оставленного в глине. Для этого вам необходимо сделать слепок. Наиболее глубокие и чёткие следы воспроизводятся лучше. Так же и с запоминанием. Особенно если то или иное воздействие повторяется неоднократно, обретая "глубину", когда по этим бороздам пускаются сигналы, инициирующие процесс воспоминания как воспроизведение воздействия без наличия первоначального раздражителя, или, скорее, инициируемого слабого подобия этого воздействия.

Однако, мы чаще всего воспроизводим искажённые другими воздействиями воспоминания. Пока мы движемся по нужной "борозде" к своему воспоминанию, мы периодически попадаем в соседнюю более глубокую. Такие искажения позволяют нам развиваться, получать опыт, приспосабливаться к изменениям среды не утрачивая полностью прежних реакций-навыков. То есть забывчивость способствует нашему развитию, как разумному виду. Если бы мы вели себя, как компьютер, то на один и тот же раздражитель мы могли бы отвечать только теми действиями, которые в нас запрограммированы. Если бы информация всё время записывалась на незатронутые участки мозга, мы были бы неспособны к использованию накопленной информации, то есть как бы мы обращались к прежнему опыту, если каждый раз был бы как первый?

Но так как нет двух абсолютно одинаковых воздействий, а нервные пути от афферентных (как и исполнительных эфферентных) волокон постоянны, то пучки сигналов проходят по тем же путям с незначительными отличиями от подобных воздействий, углубляя "борозды" образованием миелиновых оболочек как побочного продукта. Нервные пути, используемые наиболее часто имеют более толстые оболочки, образуя тем самым более предпочтительные (более проводимые) пути прохождения рефлекторных сигналов, представляя собой механизм "вспоминания". Благодаря этому происходит наше "узнавание", которые мы впервые встречаем, но которые имеют схожие черты со "вспоминанием".

Наша память постоянно подвергается коррекции, но если сформировались глубокие воспоминания, то незначительные изменения путей не оказывают определяющего влияния, выражаясь в некоторой потере деталей запоминаемого. Мы "вспоминаем" лишь те детали, на которых фокусируемся, что определяется наиболее сильным сигналом. Этим пользуются фокусники, отвлекая наше внимание на второстепенные детали, которые, при этом, проще воспринимаются зрителем, отвлекающимся на преднамеренно более активные движения, не фиксируя прочее и не может воспроизвести всю информацию.

Таким образом, если мозг и можно сравнить с компьютером, то с таким, которого человек ещё не придумал. Вероятнее всего, стоит не мозг называть аналогом существующих компьютеров, а взять его за основу для создания новых вычислительных средств.

Ваш Д.