Найти тему
fichetto

Один раз не Тинто Брасс: как суперкар превращается в «сарай»

Казалось бы, чего проще? Нужен тебе суперкар – добро пожаловать в любую из итальянских конюшен, к британским мастерам-самоделкиным или на худой конец к дилеру Chevrolet. Нужен тебе просторный универсал – да не вопрос, чуть ли не каждый уважающий себя производитель держит в линейке грузопассажирские модели именно для таких фанатов. Но встречаются на этой планете особо упоротые личности, которым вынь да положь «сарай», но на любимой платформе, с чудовищным для «вагона» мотором и с узнаваемой внешностью. Для сверх-оперативной доставки картошки от поля до погреба, что ли?

-2

Строго говоря, shooting brake как тип кузова был придуман еще до того, как на земле впервые подал голос двигатель внутреннего сгорания. Правда, у озабоченных величиной добавленной стоимости автопроизводителей он так и не прижился, но зато периодически о нем вспоминают как раз строители самых экстравагантных самодвижущихся приспособлений на базе культовых суперкаров. Сложно придумать более эффектный ход, чем превращение невыносимо изящного устройства для сжигания топлива в узкопрактичную повозку. Но надо отдать должное тем, кто за подобные эксперименты брался: чаще всего у них получались (и получаются) весьма симпатичные экспонаты. Чаще всего.

-3

Ferrari

Самый, пожалуй, известный универсал от Ferrari, как легко догадаться, не имеет отношения к Ferrari. “Шутинг-брейк» на базе Ferrari Daytona был построен британцами по заказу американца итальянского происхождения – вот такая сангрия. Британское ателье Panther Westwinds разработало и создало элегантную помесь между купе и универсалом по инициативе компании Chinetti Motors, заправлял которой тогда Луиджи Чинетти. Его история, к слову, заслуживает отдельного внимания: до того, как стать дилером Ferrari, Луиджи был вполне себе успешным гонщиком. Он трижды выигрывал «24 часа Ле-Мана» (на Alfa Romeo и Ferrari), а в США эмигрировал, так сказать, по итогам второй мировой. Но речь пока не о нем.

-4

В этой истории Чинетти был просто посредником, а за руль универсала – после того, как его построили, конечно – уселся архитектор Роберт Джиттлман. Чем, собственно, и увековечил свое имя. Обошлась ему возможность вписать себя в историю мирового автопрома примерно в стоимость четырех "Дайтон". А Луиджи Чинетти слухи приписывают создание еще одного универсала Ferrari, от которого материнская компания, думается, с радостью отказалась, как от особо неудачного детища. Именно Чинетти заставил дизайнера Альфредо Виньяле построить трехдверный «сарай» на базе Ferrari 330 GT2. К счастью, он существует в единственном экземпляре. К сожалению, для Виньяле это стало последней работой.

-5

Еще одному инициатору постройки универсала со знаменитой «гарцующей лошадью» на капоте мировая слава была откровенно побоку – у него и так все было в порядке. Султан Брунея Джеффри Булкиах как один из самых богатых людей в мире не знал слова «нет». Если ему нужен четырехместный универсал Ferrari – он его получит. В гараже султана среди пяти тысяч автомобилей уже имелась Ferrari 456 GT, но по его личному заказу ателье Pininfarina построило то же самое – только с пятью дверьми, четырьмя местами и обширным багажником. Причем построило практически с нуля: от донора осталась лишь передняя часть, от бампера до передних стоек кузова. Интересно, что заказал Булкиах сразу семь универсалов, а выкупил только шесть. Седьмой вполне ожидаемо стал коллекционной ценностью и сейчас, по слухам, живет в Лондоне.

-6

Lamborghini

Ни для кого не секрет, что Lamborghini баловалась четырехместными суперкарами. Но однажды постройку «ламбо» в кузове универсал инициировали сами боссы из Санта-Агаты: во второй половине 70-х годов инъекция дозы утилитарности показалась им неплохой возможностью освежить модель Espada. Кузовостроитель Пьетро Фруа со своей задачей справился, Lamborghini Espada Faena с помпой показали на Туринской и Женевской выставках, но… Потенциальные покупатели не оценили ни экстравагантной внешности суперкара, ни снижения динамики по сравнению с донорской Espada (универсал стал тяжелее, а отдача четырехлитрового V12 почти не изменилась). Lamborghini Faena так и не дала потомства, оставшись в единственном экземпляре (правда, и по сей день она чувствует себя вполне неплохо). Аналогичная судьба постигла, к слову, и Lamborghini Flying Star – двухместный супер-универсал, построенный знаменитым ателье Carrozzeria Touring Superleggera.

-7

Что касается этого фото, то выяснить, что именно на нем запечатлено, не удалось: похоже, это единственное существующее изображение чудовищной поделки на базе культового Lamborghini Countach. Лучше всего мнение о ней сформулировали ребята со знаменитого портала Jalopnik: «Мы ничего не знаем об этом автомобиле, но на 87% уверены, что это не фотошоп. И это приводит нас к выводу, что на свете есть действительно больные люди. С технической стороны – где, черт побери, двигатель? С философской – Ницше таки был прав. Бог действительно совсем, совсем умер».

-8

Aston Martin

Тут, собственно, все просто: кому, как не англичанам, страстным поклонникам охоты во всех ее видах, эксплуатировать «шутинг брейки» в хвост и в гриву? Ан нет, даже столпы британского суперкаростроения Aston Martin не рисковали так экспериментировать со своими консервативными покупателями. Поэтому покупателям приходилось как-то изворачиваться самостоятельно. В универсалы «Астоны» превращались редко, но метко: например, зрелище огромного «сарая» на базе седана Lagonda V8 образца 1987 года способно надолго отбить сон и аппетит. Тем не менее, сейчас это произведение швейцарского ателье Roos Engineering оценивается примерно в полмиллиона долларов.

-9

А вот трехдверный универсал, изготовленный из любимого «Астона» Джеймса Бонда – купе DB5 – выглядит где-то даже изящно. Это как раз тот самый случай: большой поклонник охоты с собаками искал, на чем можно быстро и с комфортом перевозить ружья и свору. Правда, охотником этим был Джеймс Браун – собственно, тогдашний глава и владелец Aston Martin. С одной стороны, его приверженность марке вполне понятна. С другой, почему же он тогда отдал разработку и постройку дюжины шутинг-брейков не своим мастерам, а кузовному ателье Harold Redford?

-10

Jaguar

Британцы умеют в дизайн, это мы уже поняли. Творения еще одной культовой британской компании, Jaguar, превращались в «вагоны» не раз, причем этот процесс затрагивал даже флагманские седаны. Но вот построить трехдверный универсал из большого купе, куда поместились бы все причиндалы классического английского образа жизни, решились только однажды: кузовостроители из ателье Lynx сочли Jaguar XJS достаточно для этого длинным и роскошным.

-11

Тюнеры запилили открытую версию купе в трехдверный шутинг-брейк по имени Eventer с внушительным багажником, не погнушавшись при этом задействовать компоненты от более доступных моделей – например, заднее стекло для универсала позаимствовали у дешевенького Citroen Ami 8. Но, с другой стороны, о роскоши тоже не забывали: интерьер для двух десятков из 67 Eventer отделывал сам Паоло Гуччи. Ему и достался один из универсалов.

-12

Porsche

Официальные лица из Цуффенхаузена только сейчас начинают осмысливать идею роскошных и быстрых «спортвагонов»: Panamera превратилась в универсал вполне официально. А вот, скажем, в конце 80-х годов трехдверный shooting brake на базе Porsche 944 выглядел просто издевательством над основной идеей марки. Чем именно руководствовались спецы из DP Motorsport во главе с Экхардом Циммерманом, когда называли свою самоделку гордым именем Cargo – неясно. Зато известно, что крышу для первого экземпляра «карго» — взятую от универсала VW Passat – они подобрали на ближайшей автомобильной помойке. Тюнеры построили около десятка универсалов, но комплектов для сборки заготовили примерно в два раза больше, и они до сих пор хранятся на складе ателье. Так что, гипотетически, у владельца Porsche 944 и сегодня есть возможность превратить его в нечто экстравагантное.

-13

Их коллеги и соседи из швейцарского ателье Rinspeed такой задачи себе не ставили: это бюро собаку съело на несуразных концептах. В 2003 году отличным способом эпатировать публику им показалась постройка «гибрида» на платформе полноприводного Porsche 911: композитный кузов концепта по имени Bedouin мог из универсала легким движением руки превращаться в пикап. Грузовой 911, вы понимаете? Черт побери, куда катится этот мир?

-14

Chevrolet

Американские масл-кары пытались превращать в универсалы с момента зарождения класса. С кузовными формами экспериментировали создатели первого «Мустанга», конструкторы первого Corvette (концепт Nomad по праву занял свое место в «Зале славы» американских стилистов), строители Pontiac Firebird… И до сих пор Chevrolet Corvette регулярно становится донором для любителей построить чего-нибудь эдакое. Самым известным, пожалуй, проектом стал AeroWagon – “шутинг-брейк" на базе последнего Corvette Stingray в исполнении ателье Callaway. Американцы вроде бы даже наладили мелкосерийное производство "аэровагонов", но называть их универсалами можно с тем же правом, что и Ferrari FF.

-15

BMW

Чего-чего, а в универсалах и шутинг-брейках недостатка у BMW никогда не было. Любителям пилить и паять баварские спорткары оставалось использовать в качестве доноров модели, никогда не выпускавшиеся в грузопассажирском варианте – например, знаменитую BMW M3 в кузове Е30. Один из самых нашумевших проектов на эту тему был показан в прошлом году на тюнинг-шоу SEMA и принадлежит ателье Griot's Garage. Правда, к M3 E30 проект отношения, строго говоря, не имеет.

-16

Кузов универсала представляет собой переваренный и окрашенный в шесть слоев кузов обычной BMW 3 Series Touring 1989 года выпуска, а под его капот инсталлировали четырехлитровый V8, взятый от BMW 540i, рожденной в 1995-м. Оригинальный обвес, кастомные койловеры в подвеске, тормоза Brembo и диски HRE – и готов так называемый Detail Wagen: строили универсал с прицелом на максимально быструю доставку мастеров детейлинга и всей необходимой им химии к машинам клиентов.

И на сладкое: Alfa Romeo TZ3 Corsa Zagato

-17