Казалось бы, чего проще? Нужен тебе суперкар – добро пожаловать в любую из итальянских конюшен, к британским мастерам-самоделкиным или на худой конец к дилеру Chevrolet. Нужен тебе просторный универсал – да не вопрос, чуть ли не каждый уважающий себя производитель держит в линейке грузопассажирские модели именно для таких фанатов. Но встречаются на этой планете особо упоротые личности, которым вынь да положь «сарай», но на любимой платформе, с чудовищным для «вагона» мотором и с узнаваемой внешностью. Для сверх-оперативной доставки картошки от поля до погреба, что ли?
Строго говоря, shooting brake как тип кузова был придуман еще до того, как на земле впервые подал голос двигатель внутреннего сгорания. Правда, у озабоченных величиной добавленной стоимости автопроизводителей он так и не прижился, но зато периодически о нем вспоминают как раз строители самых экстравагантных самодвижущихся приспособлений на базе культовых суперкаров. Сложно придумать более эффектный ход, чем превращение невыносимо изящного устройства для сжигания топлива в узкопрактичную повозку. Но надо отдать должное тем, кто за подобные эксперименты брался: чаще всего у них получались (и получаются) весьма симпатичные экспонаты. Чаще всего.
Ferrari
Самый, пожалуй, известный универсал от Ferrari, как легко догадаться, не имеет отношения к Ferrari. “Шутинг-брейк» на базе Ferrari Daytona был построен британцами по заказу американца итальянского происхождения – вот такая сангрия. Британское ателье Panther Westwinds разработало и создало элегантную помесь между купе и универсалом по инициативе компании Chinetti Motors, заправлял которой тогда Луиджи Чинетти. Его история, к слову, заслуживает отдельного внимания: до того, как стать дилером Ferrari, Луиджи был вполне себе успешным гонщиком. Он трижды выигрывал «24 часа Ле-Мана» (на Alfa Romeo и Ferrari), а в США эмигрировал, так сказать, по итогам второй мировой. Но речь пока не о нем.
В этой истории Чинетти был просто посредником, а за руль универсала – после того, как его построили, конечно – уселся архитектор Роберт Джиттлман. Чем, собственно, и увековечил свое имя. Обошлась ему возможность вписать себя в историю мирового автопрома примерно в стоимость четырех "Дайтон". А Луиджи Чинетти слухи приписывают создание еще одного универсала Ferrari, от которого материнская компания, думается, с радостью отказалась, как от особо неудачного детища. Именно Чинетти заставил дизайнера Альфредо Виньяле построить трехдверный «сарай» на базе Ferrari 330 GT2. К счастью, он существует в единственном экземпляре. К сожалению, для Виньяле это стало последней работой.
Еще одному инициатору постройки универсала со знаменитой «гарцующей лошадью» на капоте мировая слава была откровенно побоку – у него и так все было в порядке. Султан Брунея Джеффри Булкиах как один из самых богатых людей в мире не знал слова «нет». Если ему нужен четырехместный универсал Ferrari – он его получит. В гараже султана среди пяти тысяч автомобилей уже имелась Ferrari 456 GT, но по его личному заказу ателье Pininfarina построило то же самое – только с пятью дверьми, четырьмя местами и обширным багажником. Причем построило практически с нуля: от донора осталась лишь передняя часть, от бампера до передних стоек кузова. Интересно, что заказал Булкиах сразу семь универсалов, а выкупил только шесть. Седьмой вполне ожидаемо стал коллекционной ценностью и сейчас, по слухам, живет в Лондоне.
Lamborghini
Ни для кого не секрет, что Lamborghini баловалась четырехместными суперкарами. Но однажды постройку «ламбо» в кузове универсал инициировали сами боссы из Санта-Агаты: во второй половине 70-х годов инъекция дозы утилитарности показалась им неплохой возможностью освежить модель Espada. Кузовостроитель Пьетро Фруа со своей задачей справился, Lamborghini Espada Faena с помпой показали на Туринской и Женевской выставках, но… Потенциальные покупатели не оценили ни экстравагантной внешности суперкара, ни снижения динамики по сравнению с донорской Espada (универсал стал тяжелее, а отдача четырехлитрового V12 почти не изменилась). Lamborghini Faena так и не дала потомства, оставшись в единственном экземпляре (правда, и по сей день она чувствует себя вполне неплохо). Аналогичная судьба постигла, к слову, и Lamborghini Flying Star – двухместный супер-универсал, построенный знаменитым ателье Carrozzeria Touring Superleggera.
Что касается этого фото, то выяснить, что именно на нем запечатлено, не удалось: похоже, это единственное существующее изображение чудовищной поделки на базе культового Lamborghini Countach. Лучше всего мнение о ней сформулировали ребята со знаменитого портала Jalopnik: «Мы ничего не знаем об этом автомобиле, но на 87% уверены, что это не фотошоп. И это приводит нас к выводу, что на свете есть действительно больные люди. С технической стороны – где, черт побери, двигатель? С философской – Ницше таки был прав. Бог действительно совсем, совсем умер».
Aston Martin
Тут, собственно, все просто: кому, как не англичанам, страстным поклонникам охоты во всех ее видах, эксплуатировать «шутинг брейки» в хвост и в гриву? Ан нет, даже столпы британского суперкаростроения Aston Martin не рисковали так экспериментировать со своими консервативными покупателями. Поэтому покупателям приходилось как-то изворачиваться самостоятельно. В универсалы «Астоны» превращались редко, но метко: например, зрелище огромного «сарая» на базе седана Lagonda V8 образца 1987 года способно надолго отбить сон и аппетит. Тем не менее, сейчас это произведение швейцарского ателье Roos Engineering оценивается примерно в полмиллиона долларов.
А вот трехдверный универсал, изготовленный из любимого «Астона» Джеймса Бонда – купе DB5 – выглядит где-то даже изящно. Это как раз тот самый случай: большой поклонник охоты с собаками искал, на чем можно быстро и с комфортом перевозить ружья и свору. Правда, охотником этим был Джеймс Браун – собственно, тогдашний глава и владелец Aston Martin. С одной стороны, его приверженность марке вполне понятна. С другой, почему же он тогда отдал разработку и постройку дюжины шутинг-брейков не своим мастерам, а кузовному ателье Harold Redford?
Jaguar
Британцы умеют в дизайн, это мы уже поняли. Творения еще одной культовой британской компании, Jaguar, превращались в «вагоны» не раз, причем этот процесс затрагивал даже флагманские седаны. Но вот построить трехдверный универсал из большого купе, куда поместились бы все причиндалы классического английского образа жизни, решились только однажды: кузовостроители из ателье Lynx сочли Jaguar XJS достаточно для этого длинным и роскошным.
Тюнеры запилили открытую версию купе в трехдверный шутинг-брейк по имени Eventer с внушительным багажником, не погнушавшись при этом задействовать компоненты от более доступных моделей – например, заднее стекло для универсала позаимствовали у дешевенького Citroen Ami 8. Но, с другой стороны, о роскоши тоже не забывали: интерьер для двух десятков из 67 Eventer отделывал сам Паоло Гуччи. Ему и достался один из универсалов.
Porsche
Официальные лица из Цуффенхаузена только сейчас начинают осмысливать идею роскошных и быстрых «спортвагонов»: Panamera превратилась в универсал вполне официально. А вот, скажем, в конце 80-х годов трехдверный shooting brake на базе Porsche 944 выглядел просто издевательством над основной идеей марки. Чем именно руководствовались спецы из DP Motorsport во главе с Экхардом Циммерманом, когда называли свою самоделку гордым именем Cargo – неясно. Зато известно, что крышу для первого экземпляра «карго» — взятую от универсала VW Passat – они подобрали на ближайшей автомобильной помойке. Тюнеры построили около десятка универсалов, но комплектов для сборки заготовили примерно в два раза больше, и они до сих пор хранятся на складе ателье. Так что, гипотетически, у владельца Porsche 944 и сегодня есть возможность превратить его в нечто экстравагантное.
Их коллеги и соседи из швейцарского ателье Rinspeed такой задачи себе не ставили: это бюро собаку съело на несуразных концептах. В 2003 году отличным способом эпатировать публику им показалась постройка «гибрида» на платформе полноприводного Porsche 911: композитный кузов концепта по имени Bedouin мог из универсала легким движением руки превращаться в пикап. Грузовой 911, вы понимаете? Черт побери, куда катится этот мир?
Chevrolet
Американские масл-кары пытались превращать в универсалы с момента зарождения класса. С кузовными формами экспериментировали создатели первого «Мустанга», конструкторы первого Corvette (концепт Nomad по праву занял свое место в «Зале славы» американских стилистов), строители Pontiac Firebird… И до сих пор Chevrolet Corvette регулярно становится донором для любителей построить чего-нибудь эдакое. Самым известным, пожалуй, проектом стал AeroWagon – “шутинг-брейк" на базе последнего Corvette Stingray в исполнении ателье Callaway. Американцы вроде бы даже наладили мелкосерийное производство "аэровагонов", но называть их универсалами можно с тем же правом, что и Ferrari FF.
BMW
Чего-чего, а в универсалах и шутинг-брейках недостатка у BMW никогда не было. Любителям пилить и паять баварские спорткары оставалось использовать в качестве доноров модели, никогда не выпускавшиеся в грузопассажирском варианте – например, знаменитую BMW M3 в кузове Е30. Один из самых нашумевших проектов на эту тему был показан в прошлом году на тюнинг-шоу SEMA и принадлежит ателье Griot's Garage. Правда, к M3 E30 проект отношения, строго говоря, не имеет.
Кузов универсала представляет собой переваренный и окрашенный в шесть слоев кузов обычной BMW 3 Series Touring 1989 года выпуска, а под его капот инсталлировали четырехлитровый V8, взятый от BMW 540i, рожденной в 1995-м. Оригинальный обвес, кастомные койловеры в подвеске, тормоза Brembo и диски HRE – и готов так называемый Detail Wagen: строили универсал с прицелом на максимально быструю доставку мастеров детейлинга и всей необходимой им химии к машинам клиентов.
И на сладкое: Alfa Romeo TZ3 Corsa Zagato