Найти в Дзене
TechInsider

Мал, да удал: тест MINI John Cooper Works

В далёком 1999 году были объявлены результаты международного конкурса «Автомобиль XX века». Согласно мнению автомобильных экспертов и профессиональных журналистов со всех уголков мира, а также интернет-голосованию, второе место в нём занял легендарный британский MINI, уступив лидерство лишь американскому Ford Model T. Чем же он так хорош?

Немного истории. В 1952 году английские автомобильные компании Austin Motor Company и Morris Motors объявили о слиянии и переименовании в корпорацию British Motor Corporation. Затем случился Суэцкий кризис, который привёл к серьёзному дефициту топлива и продемонстрировал необходимость разработки сверхэкономичного автомобиля. В 1956 году руководитель British Motor Corporation Леонард Лорд создал рабочую группу из восьми человек (два конструктора, два студента инженерных специальностей и четыре чертёжника), которую возглавил талантливый британский инженер и дизайнер Алек Иссигонис.

Именно Алек Иссигонис стал автором ключевых решений, которые принесли автомобилю оглушительную популярность: четырёхцилиндровый рядный мотор с водяным охлаждением он установил спереди поперечно и объединил его с коробкой передач общим масляным картером, а колёса разместил как можно ближе к углам кузова. В результате такой компоновки пассажирский салон стал занимать 80% от площади автомобиля. Это был рекорд! И вот в 1959 году появился первый MINI — впрочем, тогда он официально назывался Austin 850 или Morris 850 на разных рынках, а цифры соответствовали рабочему объёму мотора, который развивал 34 лошадиных силы.

MINI очень симпатичен и безошибочно узнаваем
MINI очень симпатичен и безошибочно узнаваем
Горизонтальная крыша смотрится бесподобно
Горизонтальная крыша смотрится бесподобно
В самобытной внешности нет ничего лишнего
В самобытной внешности нет ничего лишнего
Тормоза едва умещаются в дисках
Тормоза едва умещаются в дисках
Круглые фары играют важную роль в оформлении фронтальной части
Круглые фары играют важную роль в оформлении фронтальной части
А их силуэт словно отражается и в фонарях
А их силуэт словно отражается и в фонарях

Крошечный автомобиль быстро пришёл к успеху: к середине шестидесятых по всему миру продавалось более 100 тысяч MINI ежегодно. Британский инженер и автогонщик Джон Купер увидел в «Мини» недюжинный потенциал и стал выпускать модификации с более мощными моторами, которым дал свою фамилию Cooper. Они стали пользоваться популярностью у любителей быстрых автомобилей и профессиональных гонщиков: MINI Cooper несколько раз выигрывал знаменитое Ралли Монте-Карло. В 1968 году корпорация British Motor Corporation вошла в состав холдинга British Leyland, в 1986 году переименованного в Rover Group. В 1994 году британский «Ровер» был продан немецкому концерну BMW. На рубеже веков баварцы избавились от британского наследия из-за огромных убытков, оставив под своим крылом лишь марку MINI. 4 октября 2000 года с конвейера сошёл последний классический MINI, на смену которому пришло новое поколение.

Наш тёмно-синий автомобиль с белой «кепкой» крыши — уже третье поколение культовой английской модели. И выглядит коренастая машинка просто сногсшибательно! Если не считать MINI, вспоминаются лишь два автомобиля, которые почти не меняются с годами и безошибочно опознаются в потоке: это Mercedes-Benz Gelandewagen и Porsche 911. Впервые я увидел MINI по телевизору в знаменитом британском сериале «Мистер Бин» — герой Роуэна Аткинсона ездил сначала на оранжевой, а затем на зелёной с чёрным капотом машинке. На «Мини» ездил Энцо Феррари (у него было их три штуки!), основатель Pink Floyd Сид Барретт, певица Мадонна. И знаете что? С тех пор MINI не особо-то изменился.

Узнаваемый профиль кузова с низкой горизонтальной крышей, почти вертикальное ветровое стекло, круглые фары, колёса по углам кузова — этот «Мини» словно вернулся из прошлого. И это классно, потому что ретростиль MINI неуловимо ассоциируется с детством. А в спортивном исполнении John Cooper Works «Мини» смотрится ещё и очень задиристо. Большие воздухозаборники спереди, мощная «губа» переднего спойлера, «ноздря» на капоте, шестиугольная решётка радиатора в мелкую ячейку с красной поперечной накладкой. По бокам — шильдики с эмблемой JCW, а задний бампер — с диффузором в нижней части и двумя рычащими выхлопными трубами посередине.

Пара выхлопных труб расположена по центру заднего бампера
Пара выхлопных труб расположена по центру заднего бампера
Передний бампер украшает мощная «нижняя челюсть»
Передний бампер украшает мощная «нижняя челюсть»
А крышу — залихватский козырёк спойлера
А крышу — залихватский козырёк спойлера
На капоте имеется угрожающая «ноздря» воздухозаборника
На капоте имеется угрожающая «ноздря» воздухозаборника
На крыльях есть псевдожабры с эмблемой JCW
На крыльях есть псевдожабры с эмблемой JCW
Крышка лючка бензобака выставлена напоказ
Крышка лючка бензобака выставлена напоказ

Внутри ещё круче. Потянув за хромированную ручку, открываем дверь без рамки и видим невероятно самобытный интерьер. Спортивные сиденья John Cooper Works с интегрированными подголовниками, выдвижной опорой для коленей и комбинированной обивкой из кожи и ткани жестковаты, но однозначно настраивают на спортивный лад. Кожаный руль отлично лежит в руках, но слишком длинный рычаг селектора автоматической коробки передач озадачивает и напоминает ручку в «Жигулях». Нет, сюда явно просится компактный и короткоходный джойстик — например, как у BMW. Завершают картину металлические накладки на педали и — конечно! — чёрный потолок.

На дверях — чёрные декоративные планки а-ля «рояльный лак» и контурная подсветка, а большая «тарелка» центрального дисплея обведена неоновой полоской. На рулевой колонке — смешные приборы, напоминающие пару олдскульных будильников. С настоящими стрелками! Вот увидите — пройдёт ещё совсем немного времени и это будет считаться ретро. Между сиденьями втиснут крошечный бокс, в который поместится разве что небольшой смартфон. Под ним — хорошо знакомый по BMW контроллер мультимедийной системы iDrive с круглой «шайбой» и набором кнопок. Но и есть и пара проблем… Салонное зеркало заднего вида расположено так далеко от водителя, что к нему нужно тянуться. И оно маленькое. Очень маленькое! Впрочем, как и стильные наружные зеркала. Узкое и почти вертикальное ветровое стекло с коротенькими, как на Гелендвагене, щётками «дворников» — это красиво и необычно, но не очень практично. К светофорам впритык не подъедешь, иначе придётся нагибаться, выглядывая из-под длинного «козырька» низкой крыши.

В интерьере полно интересных штук, которые хочется разглядывать и трогать
В интерьере полно интересных штук, которые хочется разглядывать и трогать
Спортивные сиденья хороши, но подушке не хватает боковой поддержки
Спортивные сиденья хороши, но подушке не хватает боковой поддержки
Сзади тесновато, но ездить вполне можно
Сзади тесновато, но ездить вполне можно
Руль удобен, все кнопки на своих местах
Руль удобен, все кнопки на своих местах
Приборы с оранжевой подсветкой оригинальны, но оцифровка шкал мелковата — цифры сливаются
Приборы с оранжевой подсветкой оригинальны, но оцифровка шкал мелковата — цифры сливаются
Рычаг коробки передач с красной кнопкой слишком длинный
Рычаг коробки передач с красной кнопкой слишком длинный

Но всё это можно простить за восхитительные тумблеры! А их тут целых два набора — на центральной консоли и на крыше. Даже двигатель заводится щелчком стильного тумблера! Если присмотреться, у основания селектора коробки передач можно увидеть большое кольцо. Это переключатель режимов движения — куда же нынче без него? По умолчанию переключатель находится в стандартном режиме Mid, если толкнуть его влево, включится спортивный режим Sport, а если вправо — экономичный режим Green. Тут всё стандартно: меняется чувствительность педали газа, отзывчивость рулевого управления, быстродействие коробки передач, жёсткость опциональных адаптивных амортизаторов, звук двигателя и даже цвет контурной подсветки в салоне. А вот центральный дисплей диагональю 8,8 дюйма, вписанный в круглую «тарелку», мелковат. Но разрешение экрана отличное, а знакомые с BMW найдут в оформлении мультимедийной системы много привычных — и удобных! — элементов, вроде наглядной индикации препятствий на изображении с камеры заднего вида.

Под неожиданно гигантским капотом скромно притаился двухлитровый четырёхцилиндровый турбомотор. Он развивает мощность в 231 лошадиную силу и крутящий момент в 320 Н•м, что весьма неплохо для 1220 килограммов снаряжённой массы, не так ли? В результате MINI John Cooper Works с шестиступенчатой автоматической коробкой передач разгоняется с места до 100 км/ч всего за 6,1 секунды. Если вы достаточно бесстрашны, то сумеете разогнать этот маленький автомобиль до 246 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью, объём двигателя вырос на 25%, прибавка в мощности составила 10%, а крутящий момент увеличился на 23%. Турбокомпрессор интегрирован в стальной выпускной коллектор, а система бесступенчатой регулировки хода клапанов и бесступенчатой регулировки фаз газораспределения на впуске и выпуске позаимствована у BMW. Кстати, для четырёх цилиндров звук выхлопа прекрасен: сочный, глубокий и… злой. Вот уж чего не ожидаешь от маленькой машинки!

Стильные металлические тумблеры — лучшая деталь интерьера
Стильные металлические тумблеры — лучшая деталь интерьера
Кстати, они есть и на потолке, перед салонным зеркалом
Кстати, они есть и на потолке, перед салонным зеркалом
Проекционный экран выдвигается из передней панели после запуска мотора
Проекционный экран выдвигается из передней панели после запуска мотора
На центральный дисплей можно вывести показания мощности и крутящего момента
На центральный дисплей можно вывести показания мощности и крутящего момента
Капот неожиданно огромен для такой малышки
Капот неожиданно огромен для такой малышки
Багажник невелик, но для повседневных покупок места более чем хватит
Багажник невелик, но для повседневных покупок места более чем хватит

Передняя подвеска здесь — привычный Макферсон, а вот сзади — непривычная многорычажка. Для снижения массы и повышения жёсткости передняя подвеска оснащена алюминиевыми поворотными кулаками, а также подрамником и рычагами из высокопрочной стали. Для компонентов задней подвески также использованы высокопрочные сорта стали. Дисковые тормоза с неподвижными суппортами разработаны в сотрудничестве с Brembo и для убедительности окрашены в красный цвет. Тормозные диски едва помещаются в симпатичные 18-дюймовые двухцветные колёса Cup Spoke! И это неспроста, потому что «Мини» едет быстро. Я бы даже сказал — неожиданно быстро!

Пусть на дорогах его совсем не уважают и отчаянно пытаются не пропустить при перестроениях, при старте со светофора «Мини» накажет всех обидчиков. Жаль, что в камеру заднего вида не рассмотреть лица водителей, мигом оставшихся позади. А в поворотах эту крошку вообще мало кто способен догнать — MINI John Cooper Works управляется словно карт. Молниеносные перестроения, точные реакции, минимум кренов. Но в режиме Sport подвеска ощутимо потряхивает на неровностях, иногда болезненно. Чувствуется, как система стабилизации компенсирует силовое подруливание, характерное для мощных переднеприводных автомобилей, но полностью справиться с ним не удаётся — держите руль крепче. Если отключить электронный «ошейник» и переборщить со скоростью, «Мини» плавно соскальзывает с траектории наружу и легко корректируется рулём и газом.

Несмотря на маленький размер, MINI доставляет ничуть не меньше удовольствия, чем автомобили вдвое мощнее и дороже. Для снобов, бросающих на него презрительные взгляды из окон чёрных внедорожников и седанов бизнес-класса, «Мини» имени Джона Купера слишком шустро и дерзко едет. Это вызывает у напыщенных обывателей когнитивный диссонанс, что добавляет ещё больше веселья. А более адекватных персонажей порадует яркая и самобытная внешность, что в наши времена большая редкость. Кто же он, этот MINI John Cooper Works? Отвечаю: самый эмоциональный, быстрый и стильный из всех маленьких автомобилей, и в этом он действительно прекрасен.