Приветствую, уважаемые читатели!
Все те, у кого есть хоть капля бензина в крови, с нетерпением ждут такого яркого и значимого события в мире автомобилей, как Международный автосалон, ведь уже накануне каждый крупный бренд подстёгивает интерес к анонсируемым автомобилям короткими пресс-релизами и загадочными фотографиями. Реалисты ожидают презентации и оглашения даты поступления в продажу нового поколения автомобиля своей любимой марки, а мечтатели жаждут невероятных форм и фантастических характеристик концепт-каров.
Давайте попробуем разобраться, почему автопроизводители еще не объединили эти две категории своих потенциальных покупателей. Конечно, я не отступлю от своих принципов, это скорее всего будет правильно, если для примера использую историю моих любимых автомобилей Ford. В жизни этого автопроизводителя есть яркие подтверждения тому, что концепт-кары, не являются какой-то обычной игрушкой и попыткой компании самоутвердиться. Чаще всего это эталон дизайна, к которому в дальнейшем будут стремиться дизайнеры при производстве той или иной модели.
В 2005 году на Франкфуртском автосалоне европейское подразделение Ford представило новый концепт-кар Ford Iosis. Главной его характеристикой была кинетика – энергия в движении. Вся форма автомобиля, каждая его деталь явно либо мимолётно говорят о динамичном, спортивном характере. Iosis не стесняясь демонстрирует силу, но в то же время он атлетично подтянут, что свойственно европейским представлениям о быстром автомобиле.
Взглянув на автомобиль сбоку, мы видим поднимающуюся от носа к корме поясную линию и крышу, плавно ниспадающую от центральной стойки к кромке багажника. V-образная линия, заданная радиаторной решеткой и рельефом слегка выпирающего капота, формирует центральную и боковые плоскости, визуально-заостренные клиновидной формой фар. Эти решения специалистов по экстерьеру Ford вызывают у любого человека, даже далёкого от автомобильной культуры, ощущение динамичности и стремительности.
Специально сконструированные механизмы открывания дверей Ford Iosis сделаны с оглядкой на болиды для гонок в Ле-Мане. А вид салона, открывающийся стоящему перед дверью, так и манит занять место за рулём. В каждую линию интерьера дизайнеры вложили ту же философию кинетики. Сам руль сделан в гоночном стиле и представляет собой комбинацию алюминия и кожи. Ручка КПП выполнена в стиле раллийных машин и находится на том же расстоянии от руля, что и в спортивных автомобилях. Это позволяет переключать передачи, не отвлекаясь от дороги. В верхней части селектора КПП под стеклянным колпаком находится кнопка стартера. Думаю, дизайнеры Ford понятия не имеют о таком приспособлении как дырокол, но ручка стояночного тормоза вызывает именно такую ассоциацию. Однако, эта форма очень уместна на центральном тоннеле, уходящем вглубь салона под большим углом.
С самого начала руководство Ford сообщило, что Iosis никогда не станет серийным автомобилем. Его задача – показать вектор развития европейского подразделения Ford. Iosis предопределил стремительный и спортивный стиль каждой последующей модели.
И давайте рассмотрим, что из этого вышло. Первым автомобилем, соответствующим новой философии компании, стал Ford Mondeo, мировая премьера которого состоялась в мае 2007 года в Великобритании. Однако фактическая и более громкая его презентация состоялась 14 ноября 2006 года, одновременно с премьерой фильма «Казино Рояль», 21-го фильма бондианы. У Mondeo не самая грандиозная роль в этом фильме, ведь, как мы знаем, любимец агента 007 – Aston Martin, но съёмка Mondeo в фильме напоминает рекламные материалы, которые непрерывно крутят в шоу-румах автосалонов. Автомобиль показан достаточно подробно и с разных ракурсов. Любопытно то, что к моменту принятия решения Mondeo существовал только на чертежах и специально для съемок пришлось создать предсерийный, полностью функциональный автомобиль. Такая громкая премьера (кстати это первый фильм с Дэниэлом Крейгом в главной роли) безусловно давала Mondeo серьёзный толчок в продажах, ведь автомобили Бонда становятся культовыми по умолчанию.
В дизайне Mondeo четвертого поколения чётко прослеживаются гены iosis. Эти гены становятся все четче и более явными с каждым рестайлингом Mondeo. Та же восходящая к корме поясная линия и линия окон, те же три плоскости, заданные приподнятой V-образной формой капота и решетки, клиновидные фары. Но, безусловно, всё это в менее футуристичном варианте, от космического салона и вовсе ничего не осталось, кроме LCD дисплея в топовых модификациях. Вы только посмотрите, как дизайнерам удалось проработать линии пятого поколения. Он по своей сути является всё тем же, глубоко модернизированным четвертым Mondeo, который продолжает подтверждать родство с iosis и развивать кинетический дизайн всей линейки автомобилей Ford!
Почему же так происходит? Что мешает автопроизводителям запускать в серию концепты, вызывающие столько восторга у публики в неизменном виде? Почему серийный автомобиль, как правило, лишь отдаленно похож на концепт?
Концепт – это всегда демонстрация возможностей автопроизводителя. Это диктатура стиля, дизайна и технологии. Никто не мешает творческим людям создавать двери, открывающиеся под невероятным углом, колёсные арки фантастических форм, перемещать водительское место и органы управления по всему салону, выходить за рамки разумного, создавая кузова из непрактичных, небезопасных и даже из несуществующих в реальном мире материалов. Двигатель такого автомобиля может быть «заточен» под топливо, которое учёные изобрели буквально вчера, КПП, вероятно, будет переключаться посредством мысленных команд и передавать крутящий момент на передние гусеницы. А почему бы и нет?! Ведь мы это можем!
Концепт привозят на автосалон, он собирает лестные отзывы критиков, восхищённые возгласы автолюбителей, недоумение и шутки команды «Top Gear», а затем уезжает в музей при заводе.
Далее в дело вступает команда куда более практичных людей. Те понимают, что открывающиеся вверх двери, конечно, красивы, но дороги в производстве и непрактичны на стоянке в супермаркете, четыре сиденья это эффектно, но ведь людям нужен семейный седан, двигатель, работающий на ракетном топливе очень мощный и экологичный, но дорог в эксплуатации и, разумеется, ехать на космодром для заправки очень проблематично. Вызывающий дизайн отправляет нас далеко в будущее, но основной покупатель Mondeo старше средних лет и ему ни к чему лишнее внимание.
Один из самых сложных моментов - удержать имеющихся клиентов и привлечь новых. Для человека, который уже выбрал твою марку, смена автомобиля на новое поколение возможна в том случае, если она подобна замене пары туфель – не должно быть никакого дискомфорта. Маркетологи чётко понимают, кто их клиент, сколько ему лет, какая у него семья и как он проводит выходные. Потому они прекрасно знают, чего клиент ждёт от новой модели. В то же время, в целях поднятия продаж маркетологи так же отслеживают, чего хочет клиент их конкурентов и стремятся дать ему это раньше, переманив таким образом в свой стан, а так же сделать этот переход максимально комфортным. Безусловно, такие решения это всегда компромисс, вызывающий ворчание и тех и других, но в большинстве случаев – цель оправдывает средства. Мы увидели Iosis, который никого не оставляет равнодушным, и получили стиль всей линейки автомобилей Ford, безошибочно узнаваемый каждым водителем и так полюбившийся своим владельцам.