Найти тему
Impact Hub Moscow

Дизайн-мышление: что это и чем оно вам пригодится?

Оглавление

Попросили Свету Шедину, практика дизайн-мышления и куратора нашей программы Ready to Start, рассказать о том, как выглядит дизайн-мыслительный процесс, и зачем его нужно использовать при создании своего продукта.

Света училась дизайн-мышлению БВШД, в Стенфорде у практиков из IDEO и применяла методики во время работы в рекламных агентствах групп BBDO и Publicis. Ведёт блог о креативном решении задач с помощью дизайн-мышления и Подкаст Вандерласта.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление – это процесс креативного решения задач, который отталкивается от проблем потребителя, а не от проблем бизнеса.

То есть, если компании по производству принтеров нужно продавать больше принтеров, чтобы зарабатывать больше денег, дизайн-мыслитель начнёт не с размышления над тем, какой сделать принтер, чтобы его купили, а начнет исследовать пользователя: есть ли у него вообще потребность в личном принтере или ему нужен совершенно другой продукт?

Генри Форд понял, что людям нужна не быстрая лошадь, а быстрый способ передвижения, и создал автомобиль. Так и дизайн-мыслители стараются понять, не ЧТО хотят люди, а ПОЧЕМУ они этого хотят.
Генри Форд понял, что людям нужна не быстрая лошадь, а быстрый способ передвижения, и создал автомобиль. Так и дизайн-мыслители стараются понять, не ЧТО хотят люди, а ПОЧЕМУ они этого хотят.

Дизайн-мышление – это процесс, а процессы делятся на стадии. В дизайн-мыслительном цикле выделяют три основные стадии:

1) Исследование и фокусировка. На этой стадии мы проявляем эмпатию к пользователям и стараемся вникнуть в их реальные проблемы, чтобы потом не решать несуществующие или неважные проблемы.

2) Генерация идей и прототипирование. После того, как проблема определена, начинается поиск решений сначала в виде идей, а затем в виде прототипов – тестовых воплощений этих идей.

3) Тестирование и внедрение. Самая волнительная часть – получение обратной связи от пользователей, в ней раскрывается насколько хорошо дизайнеры поняли потребности людей и насколько удобные решения придумали. Отзыв аудитории помогает доработать тестовые продукты.

Стадия «Исследование и фокусировка»: проявить эмпатию, сфокусироваться.                            
Стадия «Генерация идей и прототипирование»: сгенерировать идеи, создать прототип.      
Стадия «Тестирование и внедрение»: протестировать,  внедрить в жизнь.
Стадия «Исследование и фокусировка»: проявить эмпатию, сфокусироваться. Стадия «Генерация идей и прототипирование»: сгенерировать идеи, создать прототип. Стадия «Тестирование и внедрение»: протестировать, внедрить в жизнь.

Каждая стадия проходит по формуле «расширение-сужение» – от количества к качеству. Сначала мы исследуем аудиторию и набираем много инсайтов, затем выбираем из них значимые, сначала генерируем много идей, затем выбираем идеи с наибольшим потенциалом, сначала делаем много прототипов, затем оставляем работающие.

Расширение — сужение
Расширение — сужение

Если процесс прошел успешно, то поводу полученного продукта будет ответ «да» на следующие три вопроса:

  • Хотят ли этот продукт люди, для которых он создан?
  • Может ли компания технически реализовать этот продукт?
  • Готовы ли люди платить за этот продукт деньги?

Успех находится на пересечении желанности для человека, технологической реализуемости и прибыльности для бизнеса.

-5

Зачем использовать дизайн-мышление?

  • Чтобы пользователь сказал: «Вау! Как будто именно для меня придумали»

В прошлом году IDEO опубликовали кейс про изобретение портативного грудного насоса для кормящих мам. До этого грудной насос выглядел как стеклянная трубка с резиновым шаром – устройство, которое довольно жёстко «сцеживало» молоко из груди матери. А портативный грудной насос крепится с бюстгальтеру и аккуратно собирает молоко, пока мама младенца гуляет, готовит ужин или читает книжку на диване. Представляю, сколько радости команде дизайнеров доставил процесс тестирования прототипов. Счастливая мама, проблему которой заметили и решили, использует новинку на картинке ниже.

Мама с насосом
Мама с насосом
  • Когда нужно найти более эффективное решение старой проблемы

Сексуальное насилие, к сожалению, старая проблема, а ювелирные украшения с тревожной кнопкой – новая попытка её решения. Nimb — умное кольцо с тревожной кнопкой, которое позволяет жертвам нападения попросить своих близких или людей поблизости о помощи в экстренных ситуациях. Раньше развитие технологий не позволяло сделать подобное, теперь это возможно. Nimb Ring разработали в России.

Кольцо Nimb
Кольцо Nimb
  • Чтобы найти неочевидную проблему

Компания Embrace совместно с IDEO разработали нестационарный инкубатор для недоношенных детей. Инкубатор должен был помочь малообеспеченным семьям из стран третьего мира, у которых нет денег оплачивать дорогостоящие инкубаторы в больницах, сохранить жизнь их младенцам. Дизайнеры создали инкубатор, но при тестировании в маленькой индийской деревушке, заметили, что женщины подогревают инкубатор только до половины рекомендуемой температуры. Выяснилось, что местные считают западную медицину в два раза эффективней, поэтому и лекарства принимают по пол таблетки и инкубатор подогревают до половины указанной температуры. Дизайнеры решили эту неожиданную проблему заменив термометр кнопкой “ОK”, которая загорается, когда инкубатор готов к использованию. Такая мелочь спасла многим малышам жизнь.

Инкубатор Embrace
Инкубатор Embrace
  • Усовершенствовать процессы и поведение

Когда говорят о дизайн-мышлении, часто рассказывают о продуктах и услугах, но дизайн-мыслители создают и абстрактные вещи: процессы и поведение. Так, дизайнеры уменьшили процент смертности в реанимации госпиталя, вдохновившись организацией процесса обслуживания болидов на пит-стопах Формулы-1. Механики поделились секретами организации молниеносной работы, а дизайнеры адаптировали их процесс и инструменты для врачей скорой помощи и реанимации, создав инструкции и наборы для частых ситуаций, который позволили помогать пациентам быстрее.

Формула-1 и хирурги
Формула-1 и хирурги

У меня почти все примеры получились из сферы медицины. Думаю, это неслучайно. Медицина построена на заботе о человеке. Дизайн-мышление тоже о заботе. Его главная цель – узнать, что у человека болит, и придумать, как это вылечить!

Больше кейсов и подробностей можно найти у Светы в блоге или на страничке в фейсбуке.

Делилась знаниями: Света Шедина

Редактировала: Настя Барсукова