Попросили Свету Шедину, практика дизайн-мышления и куратора нашей программы Ready to Start, рассказать о том, как выглядит дизайн-мыслительный процесс, и зачем его нужно использовать при создании своего продукта.
Света училась дизайн-мышлению БВШД, в Стенфорде у практиков из IDEO и применяла методики во время работы в рекламных агентствах групп BBDO и Publicis. Ведёт блог о креативном решении задач с помощью дизайн-мышления и Подкаст Вандерласта.
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление – это процесс креативного решения задач, который отталкивается от проблем потребителя, а не от проблем бизнеса.
То есть, если компании по производству принтеров нужно продавать больше принтеров, чтобы зарабатывать больше денег, дизайн-мыслитель начнёт не с размышления над тем, какой сделать принтер, чтобы его купили, а начнет исследовать пользователя: есть ли у него вообще потребность в личном принтере или ему нужен совершенно другой продукт?
Дизайн-мышление – это процесс, а процессы делятся на стадии. В дизайн-мыслительном цикле выделяют три основные стадии:
1) Исследование и фокусировка. На этой стадии мы проявляем эмпатию к пользователям и стараемся вникнуть в их реальные проблемы, чтобы потом не решать несуществующие или неважные проблемы.
2) Генерация идей и прототипирование. После того, как проблема определена, начинается поиск решений сначала в виде идей, а затем в виде прототипов – тестовых воплощений этих идей.
3) Тестирование и внедрение. Самая волнительная часть – получение обратной связи от пользователей, в ней раскрывается насколько хорошо дизайнеры поняли потребности людей и насколько удобные решения придумали. Отзыв аудитории помогает доработать тестовые продукты.
Каждая стадия проходит по формуле «расширение-сужение» – от количества к качеству. Сначала мы исследуем аудиторию и набираем много инсайтов, затем выбираем из них значимые, сначала генерируем много идей, затем выбираем идеи с наибольшим потенциалом, сначала делаем много прототипов, затем оставляем работающие.
Если процесс прошел успешно, то поводу полученного продукта будет ответ «да» на следующие три вопроса:
- Хотят ли этот продукт люди, для которых он создан?
- Может ли компания технически реализовать этот продукт?
- Готовы ли люди платить за этот продукт деньги?
Успех находится на пересечении желанности для человека, технологической реализуемости и прибыльности для бизнеса.
Зачем использовать дизайн-мышление?
- Чтобы пользователь сказал: «Вау! Как будто именно для меня придумали»
В прошлом году IDEO опубликовали кейс про изобретение портативного грудного насоса для кормящих мам. До этого грудной насос выглядел как стеклянная трубка с резиновым шаром – устройство, которое довольно жёстко «сцеживало» молоко из груди матери. А портативный грудной насос крепится с бюстгальтеру и аккуратно собирает молоко, пока мама младенца гуляет, готовит ужин или читает книжку на диване. Представляю, сколько радости команде дизайнеров доставил процесс тестирования прототипов. Счастливая мама, проблему которой заметили и решили, использует новинку на картинке ниже.
- Когда нужно найти более эффективное решение старой проблемы
Сексуальное насилие, к сожалению, старая проблема, а ювелирные украшения с тревожной кнопкой – новая попытка её решения. Nimb — умное кольцо с тревожной кнопкой, которое позволяет жертвам нападения попросить своих близких или людей поблизости о помощи в экстренных ситуациях. Раньше развитие технологий не позволяло сделать подобное, теперь это возможно. Nimb Ring разработали в России.
- Чтобы найти неочевидную проблему
Компания Embrace совместно с IDEO разработали нестационарный инкубатор для недоношенных детей. Инкубатор должен был помочь малообеспеченным семьям из стран третьего мира, у которых нет денег оплачивать дорогостоящие инкубаторы в больницах, сохранить жизнь их младенцам. Дизайнеры создали инкубатор, но при тестировании в маленькой индийской деревушке, заметили, что женщины подогревают инкубатор только до половины рекомендуемой температуры. Выяснилось, что местные считают западную медицину в два раза эффективней, поэтому и лекарства принимают по пол таблетки и инкубатор подогревают до половины указанной температуры. Дизайнеры решили эту неожиданную проблему заменив термометр кнопкой “ОK”, которая загорается, когда инкубатор готов к использованию. Такая мелочь спасла многим малышам жизнь.
- Усовершенствовать процессы и поведение
Когда говорят о дизайн-мышлении, часто рассказывают о продуктах и услугах, но дизайн-мыслители создают и абстрактные вещи: процессы и поведение. Так, дизайнеры уменьшили процент смертности в реанимации госпиталя, вдохновившись организацией процесса обслуживания болидов на пит-стопах Формулы-1. Механики поделились секретами организации молниеносной работы, а дизайнеры адаптировали их процесс и инструменты для врачей скорой помощи и реанимации, создав инструкции и наборы для частых ситуаций, который позволили помогать пациентам быстрее.
У меня почти все примеры получились из сферы медицины. Думаю, это неслучайно. Медицина построена на заботе о человеке. Дизайн-мышление тоже о заботе. Его главная цель – узнать, что у человека болит, и придумать, как это вылечить!
Больше кейсов и подробностей можно найти у Светы в блоге или на страничке в фейсбуке.
Делилась знаниями: Света Шедина
Редактировала: Настя Барсукова