Найти в Дзене
RUslankaRU

Как к ним относиться? Неполноценные люди в обществе

Оглавление

Отношение к человеку, имеющему недостатки в психологическом, а зачастую и физиологическом здоровье, в нашем обществе более чем неблагоприятное. Как правило, таких людей стараются обойти стороной, не заметить, а если это невозможно, то поскорее от него уйти. Такой стереотип неполноценного человека люди обычно характеризуют как «дурак» или «псих». Однако это чаще всего оказываются люди с различными формами умственной отсталости (олигофрения, дебильность, имбицильность, идиотия).

Инвалиды и их родители

Хуже всего, что иногда психически нездоровые люди не рождаются безнадежными, а умственная отсталость в детстве приводит к трагическому психическому состоянию из-за недополученной или неполученной вообще помощи в детстве, когда задержка психического развития еще не была настолько сильно выражена. Вовремя оказанная помощь может вернуть таких детей к нормальной или хотя бы к практически нормальной жизни. Однако для этого родителям надо перешагнуть через общественное мнение, которого очень часто боятся, и признать своего ребенка ограниченном в психическом здоровье. Для некоторых родителей это бывает трудным шагом, за невыполнение которого расплачиваются впоследствии их дети.

Отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья в детском саду, школе и любом другом социальном обществе будет негативным, поскольку в зависимости от степени и характера заболевания он может иметь гиперактивность или заторможенность в поведении, повышенную эмоциональную возбудимость и жестокость или агрессию, аутичное поведение и другое аномальное поведение в отношениях к окружающим. Помимо этого ребенок страдает от невозможности усваивать материал, то есть проходить обучение также, как и все дети. Этот ребенок или становится изгоем и посмешищем или его начинают все боятся. В любом случае это приводит к социальной дезадаптации, а в более позднем возрасте и к школьной дезадаптации.

Что касается родителей, то не зачастую они не понимают о том, какой урон они наносят своим детям. Такие семьи делят на педагогически несостоятельных, пассивных и антипедагогических. Как правило, семей первого типа преобладающее большинство. Они отличаются стереотипным поведением нормальных родителей, не имеющих должного понимания, навыков и знаний для воспитания собственных детей. К сожалению, практически у 50% психологически запущенных детей именно такие родители.

И это при том, что для ребенка жизненно необходимо сохранить нормальные условия развития, а, следовательно, ему необходимо получать воспитание в своей семье, где должна быть атмосфера любви. К тому же правительство делает всё возможное для развития этих детей, для предоставления им возможности развиваться, как и дети с нормальным здоровьем. Об этом способствует наличие у нас деклараций: прав ребенка, инвалидов, лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Инвалиды и общество

Общество же может по – разному принимать людей с ограниченными возможностями. Как правило, люди стараются вообще не воспринимать их, не считая даже, что они люди, не замечать их. Это позволило сложиться определенной модели восприятия – модели «Недочеловека», основанной на изоляции таких людей от окружающих, а вследствие этого лишения их процесса социализации и развития. Это самая неблагоприятная и постыдная для общества модель отношения.

Другой не менее постыдной можно считать отношение к таким людям, как к источнику заразы. К примеру, в средневековой Руси часто встречаются люди юродивые, толпами стоящие у церкви. Таких людей не просто презирали, но и боялись. Были ли они в действительности «Угрозой обществу», понятно лишь теперь. Но раньше из-за невежества и боязни таких людей никогда не наказывали за содеянное, но и жизни такому человеку в нормальном обществе уже не было. Он навсегда оставался «неприкасаемым». И позднее по незнанию от таких людей старались избавляться, вывозя их в закрытые учреждения в удаленных местах.

Впоследствии, а может и в то время (невозможно проследить хронологически), отношение менялось. Не все спокойно смотрели на таких людей. Некоторые старались накормить, помочь, приютить. Это породило другую, отличную от предыдущих модель восприятия их как людей больных. Именно стремление помочь им вызвало развитие, изучения и обучения этих людей. Их стали наблюдать с медицинской точки зрения и стали предпринимать попытки к лечению.

Но в любом отношении возможны крайности. И модель «человека больного» породила свою крайность – отношение к людям с ограниченными возможностями как к «объектам жалости». Как правило, если в детстве больной ребенок и ощущает вследствие такого отношения любовь и заботу, то развиваясь, он либо остается таким же маленьким, как его представляют жалостливые люди, либо это отношение сильно ударяет по его самолюбию и делает из него человека еще более больного, чем он был. К тому же он перестает получать помощь от взрослых, уходит в себя. Таким же неприличным видится модель «обременительной благотворительности», когда правительство пытается пойти на ущемление прав таких людей вследствие своей экономической несостоятельности и тем оскорбляет их.

Как к ним относиться?

Самой продуктивной, политически, педагогически, граждански и социально правильной можно считать модель «Развитие». Это, во – первых, реализация одинаковых прав для людей с ограниченными возможностями здоровья; во – вторых, возможность для них нормального обучения и развития, признание обществом необходимости воспринимать этих людей как равных себе, не испытывая крайнюю жалость, а имея искреннее желание помочь таким детям и людям, что, конечно же, должно сопровождаться высоким уровнем понимания своего гражданского долга; в – третьих, правительство должно гарантировать коррекционно – педагогическую помощь таким людям и помощь в обучении. Только с учетом выполнения всех этих условий наше общество будет иметь статус социально развитого общества по отношению к инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Мало того, такое общественное отношение является одним из признаком общества с высокой культурой!

История такова, что в древности людей, страдающих аутизмом принимали за богов, в средние века их сжигали на кострах, в советское время в нашей стране их прятали как умалишенных, а сейчас они имеют права, схожие с правами обычного человека и даже больше. Это позволяет сделать нам огромный шаг на пути к цивилизованному миру, потому что любую проблему общества невозможно скрыть, ее надо решать.