По долгу службы военным полагаются автомобили повышенной проходимости. Силовики предъявляют жёсткие требования к так называемым «джипам», ведь от этого зависят жизни солдат. Поэтому в армию поставляются только лучшие представители этого класса. Кто же они, современные внуки «Виллиса»?
США
В самой воюющей армии мира после кампаний в Афганистане и Ираке осознали уязвимость «Хамви». В открытой и конкурентной борьбе за право поставлять легковые автомобили для военных победила компания Oshkosh, зарекомендовавшая себя как производитель хороших минозащищённых машин M-ATV. Так что армия США будет перемещаться на L-ATV (Light all-terrain vehicle).
Лёгкий, практичный, удобный, с широким дорожным просветом (чуть больше полуметра), заменяемыми боевыми и пассажирскими модулями и защитой от мин — мечта любого настоящего военного. И к тому же автомобиль можно продать союзникам. Например, в середине этого года был одобрен контракт на поставку более 2700 машин этого типа в Великобританию.
Италия
Но кто посмеет сказать, что HMMWV был плохой машиной? Основываясь на опыте его эксплуатации во время войны в Югославии, компания IVECO изготовила основной внедорожник для армии Италии: LMV (Light Multirole Vehicle).
Его основной «фишкой» является защита от мин и обстрелов по классу STANAG II. Класс означает, что подрыв фугаса, эквивалентного 6 кг тротила, под колесом автомобиля и обстрел из автоматического оружия калибром 7,62 мм обойдутся без последствий для экипажа. В довесок заложили общую вариативность конструкции, которая впоследствии стала стандартом для всех вновь разрабатываемых автомобилей. Хочешь — лёгкий пикап заказывай, хочешь — БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), а хочешь — машину разведки или огневой поддержки бери. В итоге LMV с успехом разъехались по странам НАТО, а некоторые даже угодили в Бразилию.
Россия
В России в начале 2010-х годов частично локализовали производство LMV Iveco 65, назвав «новую» машину«Рысь». Крупноузловую отвёрточную сборку, согласно контракту с итальянской компанией, развернули на заводе «Ремдизель», и то не сразу: первые 50 машин собрали на 172 авторемзаводе Минобороны в Воронеже. Испытания и производство «Рысей» были жёстко раскритикованы общественностью, но машина в итоге оказалась неплохой. В частности, она успешно воюет в Сирии и демонстрирует лучшую защищённость, чем её конкурент…
… внедорожник «Тигр» (СТС, или Специальное Транспортное Средство) разработки Горьковского автозавода. На первом этапе этот проект финансировался заказчиком в ОАЭ, но после успешных тестов по неизвестным причинам контракт был расторгнут. За почти шестнадцать лет развития «Тигры» доросли до линейки внедорожников различного назначения и прочно стали ассоциироваться с современной и подготовленной армией РФ. На экспорт они тоже поставляются.
Китай
Крупнейшая армия мира с 2015 года приняла на вооружение автомобиль Yongshi SUV компании Beijing Automobile Works (BAW).
Тесты на профпригодность проходили долго — целых восемь лет испытаний в различных районах Поднебесной. Данные о поведении в бою были получены из самого горячего региона мира на текущий момент — Сирии: правительству этой страны КНР предоставила партию легковых автомобилей в помощь в борьбе с терроризмом. Отзывов о нём пока нет, но всё же не отпускает нас мысль, что где-то мы такой дизайн уже видели.
Индия
Чем больше армия, тем сложнее её обслуживать. Так, к примеру, в индийской армии на текущий момент нет официального бронированного внедорожника. Индусы выбирают между LAMV от компании TATA и Marksman производства Mahindra.
В пользу первого говорит лучшая защита и более продвинутая база, в пользу второго — опыт эксплуатации, пусть даже не всегда успешный, и готовая к производству модель. Учитывая вечно тлеющий конфликт с Пакистаном, с закупкой бы стоило поторопиться!
Франция
Неудивительно, что в 2012 году из Дели в Париж был направлен запрос на исследование характеристик внедорожника PVP (Petit véhicule protégé) фирмы Panhard.
Договориться не удалось. У французов с экспортом внедорожников вообще как-то не очень. Этот автомобиль купили только Чили, Румыния, Сенегал и Того, да и те без восторга — обошлись мизерными количествами. Может быть, дело в своеобразном, довольно упрощённом дизайне? Саму французскую армию он, кстати, не смущает — на текущий момент в эксплуатации находится чуть менее 1200 единиц.
Германия
Германия обошлась без излишнего патриотизма и выбрала основным лёгким транспортом для пехоты автомобиль швейцарского производства Eagle от компании MOWAG.
Причём если на вооружении самого альпийского соседа стоят устаревшие модификации, то любезным покупателям поставляются только максимально «прокачанные» версии этой машины. Правда, в больших объёмах закуплен и лёгкий Enok — развитие бронированного варианта мерседесовского «гелендвагена». Около 300 автомобилей этого типа, обладающих защитой по классу STANAG II, поддерживают немецкого производителя в рамках армейского контракта.
Испания
Гордые жители Пиренеев, недолго думая, скопировали и улучшили всё тот же многострадальный «Хаммер», превратив его в полугрузовую платформу. URO VAMTAC (Vehículo de Alta Movilidad Táctico) производства компании UROVESA неплохо разошёлся по миру: помимо Испании, его используют в Марокко, Бельгии, Португалии, Доминиканской республике и некоторых других странах.
Сердито, надёжно, недорого — идеальный выбор, если хочется выглядеть по-современному, но в казне у вас не густо.
ЮАР
Южноафриканцы ещё в 1980-х отказались от обычных внедорожников и перевели большинство боевых транспортных средств в разряд минозащищённых (MRAP). Поэтому, даже если бы в Претории захотели сделать банальный джип для армии, всё равно получился бы аналог RG-32 от компании BAE. Или даже лучше: L-ATV, к примеру, разработан на основе южноафриканского опыта.
Похоже, что век просто «бронированных автомобилей повышенной проходимости» подошёл к концу. Если уж армии понадобится машина для реального конфликта, то за безопасность солдат придется выложить круглую сумму, приобретя современный MRAP. Они надёжнее, устойчивей к подрывам и обстрелам и точно так же имеют полный привод на все колёса. Единственное, что не устраивает потенциальных заказчиков в этой чудо-технике, — цена. Пока она столь высока, проще будет приобрести со складов уже проверенные временем(хоть и устаревшие) конструкции легкобронированных джипов у более богатого соседа. А то вдруг войны не будет — а мы уже на MRAP-ы разорились.
Читайте также:
На смену «Абрамсу»: в погоне за американской танковой мечтой
Ускользнувшее величие: почему танки не спасли Францию?