Найти тему
Societé Turbo

Кто виноват в том, что пикап "Бурлак" не пошел в производство?

Оглавление

Базовый ГАЗ-2304 (Фото - набор открыток "Новые грани русских традиций" (ОАО "ГАЗ")
Базовый ГАЗ-2304 (Фото - набор открыток "Новые грани русских традиций" (ОАО "ГАЗ")

Каждый раз, когда я вижу проезжающую мимо “Газель Next” или “Газон Next”, я радуюсь: ГАЗ производит вполне современную, приятную глазу продукцию. Наши LCV и грузовики больше не вызывают чувство стыда - ничего общего с продукцией переходного периода. ГАЗ нашёл себя. Но эти поиски были долгими и трудными.

Давайте ненадолго вернёмся в те тяжелые годы и вместе вспомним про автомобили, некогда казавшиеся перспективными.

Ещё до “Газели”

В 90е завод вошёл не в самой лучшей кондиции: основной заказчик - государство - перестал приобретать традиционные грузовики ГАЗ-3307/09. Да, открылся частный рынок, но нужны ли гражданам эти сравнительно большие среднетоннажники? Бизнесу в жёстком и беспощадном стиле “купи-продай” требовались легкие развозные грузовички. Сейчас мы знаем, что уже в то время ГАЗ очень активно работал над своим супербестселлером - сверхпопулярной и предельно своевременной полуторкой. Но тогда до появления спасительной “Газели” на конвеере еще нужно было дожить. И ГАЗ искал лёгких и быстрых решений (совершенно правильно, надо заметить), ошибаясь и делая много лишних движений, но двигаясь вперёд.

Первым из целой плеяды не самых удачных попыток завода выбраться из пост-социалистической ямы был ГАЗ-2304 “Бурлак”.

Фургон ГАЗ-23042 (Фото - набор открыток "Новые грани русских традиций" (ОАО "ГАЗ")
Фургон ГАЗ-23042 (Фото - набор открыток "Новые грани русских традиций" (ОАО "ГАЗ")

Появление компромиссной модернизированной Волги ГАЗ-31029, поправило дела завода. “Овцебык” (одно из народных прозвищ машины) зашёл хорошо. Большинство источников называют причиной успеха отложенный спрос. Я бы добавил невысокую стоимость - автомобили российского производства были тогда сильно дешевле даже самых простых иномарок. “Двадцать-девятая” - нечто среднее между люксовой 3102 и обычной 24-10, выпускалась в кузовах седан и универсал. Логичным и простым решением для удовлетворения спроса от малого и среднего бизнеса поначалу казался пикап на базе 31029. Так и родился 2304 “Бурлак”. Его показали в 1992 году на первой автомобильной выставке «Мотор Шоу» в Москве (Moscow International Motor Show, MIMS).

Это было очень символично - Новая Россия, автомобильное Мотор Шоу по западному типу вместо выставки народного хозяйства, ГАЗ поворачивается лицом к частникам и предлагает пикап... Автомобиль вызвал закономерно высокий интерес.

"Бурлак" с изотермическим фургоном
"Бурлак" с изотермическим фургоном

Холостой выстрел

При всей простоте автомобиля, при том, что машина могла бы быть действительно успешной, при том что завод разработал огромное количество опытных модификаций - от мини-самосвала до многоместного универсала, выстрел “Бурлака” оказался холостым!

Нет, не бюрократия была тому виной и не происки англосаксонских шпионов. Интересную машину похоронил... высокий спрос на базовый седан 31029! Конструкция автомобиля - передок от того самого седана и зад на сварной раме, подразумевал использование “легкового” конвеера, который и так был загружен на 200% (это не преувеличение). В загрузке же нуждался простаивающий “грузовой” конвеер.

Вот и всё. Никакой конспирологии, чистый бизнес - зачем вводить хлопотный и менее прибыльный пикап в ущерб седану? В результате, ГАЗ переключился на инженерные поиски в направлении рамного пикапа, который появился на свет и был наречён “Атаманом”. О нём мы тоже скоро расскажем.

Наследник "Бурлака" - "Атаман" ГАЗ-2308
Наследник "Бурлака" - "Атаман" ГАЗ-2308
Авто
5,66 млн интересуются