Каждый раз, когда я вижу проезжающую мимо “Газель Next” или “Газон Next”, я радуюсь: ГАЗ производит вполне современную, приятную глазу продукцию. Наши LCV и грузовики больше не вызывают чувство стыда - ничего общего с продукцией переходного периода. ГАЗ нашёл себя. Но эти поиски были долгими и трудными.
Давайте ненадолго вернёмся в те тяжелые годы и вместе вспомним про автомобили, некогда казавшиеся перспективными.
Ещё до “Газели”
В 90е завод вошёл не в самой лучшей кондиции: основной заказчик - государство - перестал приобретать традиционные грузовики ГАЗ-3307/09. Да, открылся частный рынок, но нужны ли гражданам эти сравнительно большие среднетоннажники? Бизнесу в жёстком и беспощадном стиле “купи-продай” требовались легкие развозные грузовички. Сейчас мы знаем, что уже в то время ГАЗ очень активно работал над своим супербестселлером - сверхпопулярной и предельно своевременной полуторкой. Но тогда до появления спасительной “Газели” на конвеере еще нужно было дожить. И ГАЗ искал лёгких и быстрых решений (совершенно правильно, надо заметить), ошибаясь и делая много лишних движений, но двигаясь вперёд.
Первым из целой плеяды не самых удачных попыток завода выбраться из пост-социалистической ямы был ГАЗ-2304 “Бурлак”.
Появление компромиссной модернизированной Волги ГАЗ-31029, поправило дела завода. “Овцебык” (одно из народных прозвищ машины) зашёл хорошо. Большинство источников называют причиной успеха отложенный спрос. Я бы добавил невысокую стоимость - автомобили российского производства были тогда сильно дешевле даже самых простых иномарок. “Двадцать-девятая” - нечто среднее между люксовой 3102 и обычной 24-10, выпускалась в кузовах седан и универсал. Логичным и простым решением для удовлетворения спроса от малого и среднего бизнеса поначалу казался пикап на базе 31029. Так и родился 2304 “Бурлак”. Его показали в 1992 году на первой автомобильной выставке «Мотор Шоу» в Москве (Moscow International Motor Show, MIMS).
Это было очень символично - Новая Россия, автомобильное Мотор Шоу по западному типу вместо выставки народного хозяйства, ГАЗ поворачивается лицом к частникам и предлагает пикап... Автомобиль вызвал закономерно высокий интерес.
Холостой выстрел
При всей простоте автомобиля, при том, что машина могла бы быть действительно успешной, при том что завод разработал огромное количество опытных модификаций - от мини-самосвала до многоместного универсала, выстрел “Бурлака” оказался холостым!
Нет, не бюрократия была тому виной и не происки англосаксонских шпионов. Интересную машину похоронил... высокий спрос на базовый седан 31029! Конструкция автомобиля - передок от того самого седана и зад на сварной раме, подразумевал использование “легкового” конвеера, который и так был загружен на 200% (это не преувеличение). В загрузке же нуждался простаивающий “грузовой” конвеер.
Вот и всё. Никакой конспирологии, чистый бизнес - зачем вводить хлопотный и менее прибыльный пикап в ущерб седану? В результате, ГАЗ переключился на инженерные поиски в направлении рамного пикапа, который появился на свет и был наречён “Атаманом”. О нём мы тоже скоро расскажем.