Найти в Дзене
2107 классика

Повышенная проходимость времен СССР

Оглавление

Урал-4320, Зил-131, Газ-66, Краз-255- давайте посмотрим у кого из этой «четверки» проходимость была самая повышенная.

Советская армия, нефтяная и газовая отрасли, геология, лесная промышленность- там грузовики повышенной проходимости были особенно востребованы. Ездить, а вернее ползать, им приходилось по раскисшей глине, сыпучим пескам, болотам, глубокому снегу. Нужно было переезжать через ямы, камни, бревна, штурмовать крутые подъемы и косогоры. Давайте посмотрим на некоторые особенности этих четырех машин и определим какая из них круче.

ГАЗ-66 "Шишига"
ГАЗ-66 "Шишига"

ГАЗ-66 по прозвищу «Шишига»

Колесная формула «4 на 4», передний мост жестко подключаемый, есть понижающая передача, клиренс 315 мм, мощность бензинового мотора 125 л.с., снаряженная масса 3470 кг, радиус разворота 9,5 м колея шириной 1800 мм. Одна лошадиная сила везет около 28 кг. В конструкции этого автомобиля есть одна изюминка, выгодно отличающая его от конкурентов- оба ведущих моста оснащались самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения кулачкового типа. Они отличаются тем, что при пробуксовке одного из колес крутящий момент начинает перераспределяться на второе, на то колесо, которое находится на более твердой поверхности. На деле это приводит к тому, что «Шишига» всегда «роет» всеми четырьмя колесами. Ограничена проходимость этой машины только глубиной колеи. Слабым местом был и остается высокий центр тяжести, из-за которого, бывало, машину укладывали на бок. Грузоподъемность- 2 тонны, перегружать машину нельзя из-за мягких рессор. Этот автомобиль единственный из всех может десантироваться с парашютом.

ЗИЛ-131
ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

Колесная формула «6 на 6», передний мост жестко подключаемый, средний и задний включены напрямую без межосевого дифференциала, в «раздатке» есть понижающая передача, передний мост включается пневмоприводом с тумблера на щитке приборов. Клиренс 330 мм, мощность бензинового двигателя 150 л.с., снаряженная масса 6375 кг, радиус разворота 10,8 м, колея 1820 мм. Здесь одна лошадиная сила везет уже 42,5 кг снаряженной массы. ЗИЛ-131 более «грузовой» чем ГАЗ-66, он мог перевозить до 5 тонн груза.

Урал-4320
Урал-4320

Урал-4320

Изначально, этот автомобиль носил марку «Урал-375» и оснащался бензиновым мотором, но позднее его заменили на дизель «Камаз-740», а с 1994 года «Уралы» комплектуют дизелями ЯМЗ. Все шесть колес ведущие, привод переднего моста постоянный через несимметричный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. Раздаточная коробка двухступенчатая. Средний и задний мосты включены, тоже, напрямую. Мощность дизеля «Камаз-740» 210 л.с., снаряженная масса 8265 кг, то есть 1 лошадиная сила «несет» около 39 килограммов. Клиренс 400 мм, радиус разворота 14 метров, колея 2000 мм. «Урал» намного лучше чувствует себя на скользкой дороге, им легче управлять, можно держать более высокую скорость. Самым серьезным недостатком «Урала» все шоферы всегда считали его тормозную систему с пневмогидравлическим приводом. Гидравлическая ее часть постоянно выходит из строя и многие старые «Уралы» ездят без тормозов.

Краз-255 Б "Лаптежник"
Краз-255 Б "Лаптежник"

Краз-255 Б «Лаптежник»

Из-за своих широкопрофильных шин он и получил такое прозвище. Трансмиссия Краза полноприводная, передний мост подключаемый. Привод заднего и среднего мостов осуществлен через симметричный блокируемый межосевой дифференциал, который находится в раздаточной коробке, здесь же есть "понижающая". По этой причине автомобиль имеет целых 5 карданных валов! Мощность дизеля ЯМЗ-238 составляла 235 л.с., что при снаряженной массе 11950 кг дает нагрузку по 50 кг на «лошадку». Клиренс составляет 360 мм, колея 2160 мм, радиус разворота 13,5 м. Из за своих широкопрофильных шин Краз, вроде бы, получал преимущество на мягких почвах, но на практике его огромный вес сводил все к нулю. Работая в связке с автомобилями других марок Краз всегда «рыл» себе свою колею, что затрудняло его движение. Управлять им было тяжелее, чем другими рассмотренными машинами, усилитель руля был «туповат».

Что в итоге?

На самом деле, ответ известен многим, тем, кто сам на них работал или видел, как они работают.

Самая повышенная проходимость у «Урала». Посмотрите на характеристики: самый большой клиренс, невысокая нагрузка на 1 лошадиную силу, постоянный привод переднего моста. Автомобилем легко и удобно управлять (если бы еще и тормоза…) Уралы в модернизированном виде производят по сей день.

ГАЗ-66 по проходимости "Уралу" почти не уступает, разве что клиренс поменьше. Но вот серьезным грузовиком эту машину назвать нельзя, все таки 2 тонны это мало. В активе «Шишиги» легкое управление и кулачковые межколесные дифференциалы.

Третье место отдадим ЗИЛ-131. И пусть с тяговооруженностью у него не очень, зато трансмиссия простая и надежная. Поэтому еще много «стотридцатьпервых» работают на бездорожье, оборудованные экономичными дизелями.

Краз-255 Б оказался на последнем месте. Он хорош, везет много груза с диким ревом и в клубах черного дыма преодолевая бездорожье, но какой же он тяжелый! Силовой агрегат и раздаточная коробка весят почти 2 тонны. К тому же, по современным требованиям Краз не может двигаться по дорогам общего пользования из-за большой ширины.

И в завершение такая сцена из жизни: в плотном влажном снегу на поляне застрял на развороте Краз-255, подъехал Урал-4320, неспешно обогнул монстра по снегу, развернулся. Зацепил Краз на буксир, пару раз дернул и вытащил на дорогу…

А вы как думаете, какой из этих грузовиков проходимее?

Авто
5,66 млн интересуются