Найти в Дзене
artofwar

Какими бывают воздушные вооруженные силы? Часть 2: авиация специального назначения

Помимо уничтожения вражеских войск, есть и другие задачи, решаемые авиацией. Специфика этих задач требует создания совершенно других типов самолетов, инфраструктуры, стратегии и тактики применения.

Стратегическая авиация

Стратегическую авиацию придумал, по иронии судьбы, итальянский генерал Джулио Дуэ (ничем больше Италия в военной авиации не отметилась). В межвоенный период и далее его теорию обсмеяли все, кому не лень… а потом американцы и англичане создали именно стратегическую авиацию и успешно использовали ее против Германии.

Основная функция стратегической авиации – уничтожение крупных инфраструктурных целей. Их можно условно разделить на четыре типа: инфраструктура вражеской авиации (например, аэродромы), военная инфраструктура (например, склады и порты), экономическая инфраструктура (заводы) и гражданская инфраструктура (города). Причем желательно именно в такой последовательности.

Как показала практика, «крупной целью» может быть и корпус вражеских сухопутных войск (см. знаменитую «Операцию Кобра» во время Второй Мировой, когда прорыв американских войск с плацдарма в Нормандии был обеспечен ударом американских стратегических бомбардировщиков, полностью уничтоживших оборонявшиеся немецкие дивизии… и некоторое количество случайно попавших под удар американцев).

Стратегическая авиация состоит из самолетов с большой дальностью действия: дальних (тяжелых) бомбардировщиков и дальних (тяжелых) истребителей. Они способны действовать на очень большой высоте в больших группах и нести тяжелую бомбовую нагрузку, хотя и не отличаются точностью. Эта авиация стоит безумно дорого, и ее могут себе позволить лишь наиболее развитые страны (в первую очередь, США). Она очень редко применяется в полную мощь, поскольку ее огневая мощь ужасающая. В массовом сознании символом ужаса и разрушения являются атомные бомбы; у них, действительно, есть особые возможности и последствия (радиация). Однако полезно знать, что две атомные бомбардировки Японии нанесли ей намного меньший ущерб и убили намного меньше людей, чем американские стратегические бомбардировщики. (конечно, сегодня водородные бомбы стали еще мощнее… но и мощь стратегических бомбардировщиков с тем, что в СМИ любят называть «вакуумными бомбами», тоже многократно выросла) Кстати, именно в этом типе авиации американцы внедрили технологию «стелс» (невидимость для радаров).

Подразделение B-24 (Consolidated B-24 Liberator, "Освободитель") уничтожает использовавшиеся немцами румынские месторождения нефти у г. Плоешти (наглядно видны чудовищные столбы дыма от горящей нефти) во время глобальной операции по уничтожению немецкой нефтяной промышленности. Атаковать строй таких бомбардировщиков на огромной высоте могли очень немногие истребители, но и тех при приближении ждал бы огонь множества крупнокалиберных пулеметов.
Подразделение B-24 (Consolidated B-24 Liberator, "Освободитель") уничтожает использовавшиеся немцами румынские месторождения нефти у г. Плоешти (наглядно видны чудовищные столбы дыма от горящей нефти) во время глобальной операции по уничтожению немецкой нефтяной промышленности. Атаковать строй таких бомбардировщиков на огромной высоте могли очень немногие истребители, но и тех при приближении ждал бы огонь множества крупнокалиберных пулеметов.
B-2 (Northrop Grumman B-2 Spirit, "Призрак") – самый известный стратегический бомбардировщик (его помещают в качестве стратегического бомбардировщика практически в любой фильм или компьютерную игру про современную войну). Американский. У него не самая большая бомбовая нагрузка, дальность и высота полета... но особая конструкция делает его практически незаметным для радаров, поэтому сбить его крайне сложно (что подтверждено опытом боевого применения). Впрочем, любят его в первую очередь за хтонически нетрадиционный дизайн.
B-2 (Northrop Grumman B-2 Spirit, "Призрак") – самый известный стратегический бомбардировщик (его помещают в качестве стратегического бомбардировщика практически в любой фильм или компьютерную игру про современную войну). Американский. У него не самая большая бомбовая нагрузка, дальность и высота полета... но особая конструкция делает его практически незаметным для радаров, поэтому сбить его крайне сложно (что подтверждено опытом боевого применения). Впрочем, любят его в первую очередь за хтонически нетрадиционный дизайн.

СССР и Россия копировали американские стратегические бомбардировщики, пытались строить на их основе свои… но, скорее, как носители атомного оружия. Полноценной стратегической авиации у нас нет (в частности, нет тяжелых истребителей). И это хорошо, потому что стоит такая авиация совершенно невозможные для нашей экономики деньги.

Транспортная авиация

Транспортная авиация выполняет совсем другую задачу: военную, но не боевую. Она перевозит военные грузы. Это очень дорогой способ транспортировки, но наиболее быстрый. Лучше всего подходящий для снабжения небольших спецподразделений. С другой стороны, возможности военно-транспортной авиации позволяют сегодня перевозить почти любые грузы и технику, включая тяжелые танки и артиллерийские орудия. Ограничения скорее количественные, чем качественные.

Однако переброска тяжелой техники посредством транспортной авиации сильно ограничена качеством аэродромов. Поэтому активное ее применение возможно скорее на собственной территории (для переброски элитных войск между ТВД), чем для вторжения на вражескую.

Стоит отметить, что Россия имеет очень качественную современную транспортную авиацию, пусть и не очень многочисленную. Это одна из немногих областей авиации, где мы действительно на мировом уровне, хотя и не без проблем с двигателями, как всегда.

Ил-76МД-90А - единственный современный российский военно-транспортный самолет. Нагрузка 50-60 тонн и габариты позволяют перевезти в нем, например, 1 танк или 4 БМП, что позволяет считать его средним военным транспортом. К сожалению, после разрыва военных связей с Украиной Россия потеряла программу производства тяжелых транспортов (например, втрое более грузоподъемного Ан-124 "Руслан") и испытывает огромные проблемы с дальнейшим развитием двигателей для военных транспортов. Поэтому, хотя сегодня российские (и украинские) военно-транспортные самолеты пользуются наибольшим спросом в мире (их используют даже в странах НАТО), в перспективе 10 лет это лидерство может быть утрачено.
Ил-76МД-90А - единственный современный российский военно-транспортный самолет. Нагрузка 50-60 тонн и габариты позволяют перевезти в нем, например, 1 танк или 4 БМП, что позволяет считать его средним военным транспортом. К сожалению, после разрыва военных связей с Украиной Россия потеряла программу производства тяжелых транспортов (например, втрое более грузоподъемного Ан-124 "Руслан") и испытывает огромные проблемы с дальнейшим развитием двигателей для военных транспортов. Поэтому, хотя сегодня российские (и украинские) военно-транспортные самолеты пользуются наибольшим спросом в мире (их используют даже в странах НАТО), в перспективе 10 лет это лидерство может быть утрачено.

Морская авиация

На самом деле морскую авиацию можно разделить сразу на три особых типа. Палубную ударную авиацию, которая почти идентична ударной как таковой. Собственно морскую, предназначенную для противодействия вражескому флоту. И береговую авиацию, которая не похожа на все остальные.

Собственно, авиация, базирующаяся на авианосцах, отличается от сухопутной тем, что должна быть способна приземляться на них даже в плохую погоду. Это налагает конструктивные ограничения, из-за которых все палубные самолеты несколько уступают самолетам наземного базирования в характеристиках. Береговая авиация, наоборот, отличается повышенной дальностью действия, которая также дается ценой некоторого ухудшения характеристик. Ее используют в первую очередь страны, не имеющие авианосцев: с помощью береговой авиации они готовы противодействовать вторжению вражеского флота, держа свое побережье в безопасности.

Ме-110 (Messerschmitt Bf 110 "Destroyer", "Разрушитель"). Один из самых удачных самолетов Второй Мировой: использовался и как дальний истребитель для сопровождения стратегических бомбардировщиков, и как ночной истребитель ПВО, и как истребитель береговой авиации. Если сравнивать его с фронтовыми истребителями  - всегда проиграет сравнение. Но никакой фронтовой истребитель не был способен, например, вести бой с вражескими самолетами и атаковать надводные цели на большом удалении от берега.
Ме-110 (Messerschmitt Bf 110 "Destroyer", "Разрушитель"). Один из самых удачных самолетов Второй Мировой: использовался и как дальний истребитель для сопровождения стратегических бомбардировщиков, и как ночной истребитель ПВО, и как истребитель береговой авиации. Если сравнивать его с фронтовыми истребителями - всегда проиграет сравнение. Но никакой фронтовой истребитель не был способен, например, вести бой с вражескими самолетами и атаковать надводные цели на большом удалении от берега.

Россия находится в очень странном положении: полноценного авианосного флота у нас не было, нет и не будет, но вместо развития береговой авиации мы занимаемся развитием палубной. Что вдвойне глупо, если учесть, что и экспортировать свои палубные самолеты нам по сути некуда.

Авиация противовоздушной обороны

Самый редкий и необычный тип воздушных вооруженных сил – авиация противовоздушной обороны. Ее создают далеко не все и не всегда, а только в случае крупной войны. Но быть готовыми к ее развертыванию должны практически все крупные военные державы.

В случае начала полноценной войны с противником, имеющим стратегическую авиацию (или даже фронтовую, но с акцентом на бомбардировку военных объектов), внезапно обнаруживается, что множество целей в стране крайне уязвимы для атаки с воздуха. Характер этой угрозы (бомбардировки с большой высоты и даже запуск крылатых ракет с большого расстояния) делает невозможным ее отражение силами обычной авиации. Приходится разрабатывать высотные перехватчики, способные быстро подняться к вражеским тяжелым самолетам и сбить их (притом, что те отлично защищены). Повышаются требования к скорости, скороподъемности и высотности, снижаются к маневренности. В частности, перехватчик противовоздушной обороны должен быть оснащен нестандартным двигателем, который бы лучше работал на большой высоте, чем у земли. Получается самолет, абсолютно непригодный для любой другой авиации. Не говоря уже о специфических требованиях к радарам, подготовке летчиков, оборудованию для ночного действия и т.д.

Хотя у немцев и был замечательный Bf-110, за счет двух двигателей успешно действовавший на большой высоте, они все равно создали специальный высотный ночной истребитель: Heinkel He 219 "Eagle-Owl" ("Филин") для борьбы со стратегической авиацией США и Британской Империи.
Хотя у немцев и был замечательный Bf-110, за счет двух двигателей успешно действовавший на большой высоте, они все равно создали специальный высотный ночной истребитель: Heinkel He 219 "Eagle-Owl" ("Филин") для борьбы со стратегической авиацией США и Британской Империи.

Естественно, авиация противовоздушной обороны требует специальной системы обнаружения, аэродромов, обучения пилотов… это дорогая и сложная система. Например, СССР так и не смог ее создать (во время Второй Мировой ее построили только для нескольких крупных городов, причем с помощью оборудования и самолетов английского производства). Вообще же после Второй Мировой большинство разработок в этой сфере остаются прототипами, и остается только гадать, кто из Великих Держав сможет вовремя развернуть такую систему в случае крупной войны.

Парадоксально, что на рынке вооружений существует пустая ниша для этого типа оружейных систем: они бы пригодились, например, Индии, Пакистану и Китаю. Но насколько мне известно – никакого предложения на этом рынке нет.

Как видно, воздушные вооруженные силы создаются под конкретные специфические задач. Один вид авиации не может быть заменен другим, и уж тем более нельзя создать "универсальный самолет". Более того, на разработку и развертывание любого из этих типов авиации требуется (даже сегодня) не менее 10 лет, включая создание новых моделей техники, развертывание инфраструктуры и обучение персонала. В России сегодня нет никакого понимания: какая авиация нам нужна и как ее создавать. Можно бесконечно обсуждать очередной «истребитель Х+ поколения», но главный вопрос в том, что мы с ним собираемся делать.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory