Как правильно обращаться с механической коробкой переключения передач
Механическая коробка переключения передач (КПП) — агрегат весьма надёжный, и нужно очень постараться, чтобы вывести его из строя. Однако мировая практика показывает, что всё-таки находятся люди, способные сломать даже столь надёжный механизм. При этом ремонт механической КПП сегодня обходится очень недёшево. Как же использовать её так, чтобы максимально продлить срок её службы?
Автогонщики знают о сцеплении всё
В сети при желании можно найти огромное количество советов. Некоторые из них действительно дельные, но многие откровенно бесполезны и критики не выдерживают. К кому же прислушиваться? Возможно, к профессиональным гонщикам? По идее, они много знают о том, как правильно эксплуатировать авто. Правда автомобили гонщики как раз не щадят и способны в мгновение ока привести их в полную негодность. Но это лишь издержки профессии, а в повседневной жизни гонщики уж точно знают, как аккуратно обращаться с машиной вообще и с механической КПП в частности.
История из жизни автолюбителя
Один опытный водитель рассказал о том, как он сам учился обращаться с автомашиной. В 18 лет родители разрешили ему водить старенький семейный мерседес на дизельном топливе. Это была хорошая машина для новичка: маломощный двигатель, который не позволял чересчур разогнаться, и высокая надёжность, характерная для автопрома старой школы. Как только молодой человек начал более-менее справляться с переключением скоростей, ему стало интересно, не совершает ли он ошибок при обращении с КПП. Правильно ли он делает, когда пытается переключать скорости как можно более плавно и при этом быстро, как в случае с автоматической коробкой? Следует ли делать именно так? Вредит ли КПП регулярно проскальзывающее сцепление? А как насчёт торможения двигателем? Можно ли таким образом погубить коробку передач? Или взять, к примеру, неполный выжим педали сцепления, который приводит к пугающему скрежету шестерёнок. Получилось так, что ответы на все эти вопросы парень нашёл именно благодаря профессионалам из мира автоспорта.
Торможение двигателем. Стоит ли игра свеч
Многие водители, которые ездят на автомобиле с механической КПП, любят тормозить двигателем, то есть переходить на более низкую передачу, чтобы замедлить машину без помощи тормоза. Считается, что такой манёвр щадит колодки, а также тормозные диски, и продлевает срок их службы. Некоторые прибегают к торможению двигателем ещё и ради безопасности. Дело в том, что на льду и в сильный дождь такой приём существенно снижает вероятность заноса.
Профессионалы не согласны
Однако гонщики придерживаются иного мнения. Говоря о повседневном использовании автомашин, они уверяют, что трансмиссия и сцепление прослужат дольше, если водитель будет переключаться на нейтральную передачу и затем останавливать машину с помощью тормозов. В конце концов, для этого они и созданы.
Старайтесь переключать передачи так, чтобы сцепление не проскальзывало
В автомеханике есть понятие «проскальзывание сцепления» (некоторые говорят «подпаливание»). Этот эффект возникает, когда водитель чересчур медленно отпускает педаль сцепления. Порой некоторые водители подолгу держат сцепление в «серой зоне», что только усугубляет проблему. Скажем, многие удерживают машину на спуске, «играя» сцеплением вместо тормоза. Наверняка так делал почти каждый, стоя на светофоре и ожидая, что зелёный свет вот-вот загорится. Техника, безусловно, удобная, так как не даёт машине откатиться и позволяет быстро стартовать. Только вот механика автомобиля от подобных действий страдает. Если водитель регулярно допускает проскальзывание сцепления, механизм последнего быстро изнашивается. Причём износ усиливается даже тогда, когда небольшое проскальзывание необходимо — скажем, если водитель начинает движение на первой передаче и медленно отпускает педаль сцепления. Диски сцепления в этом случае трутся друг о друга, механизм перегревается, что и приводит зачастую к поломкам. Водитель, который таким образом проверяет сцепление на прочность, способен очень быстро уничтожить даже новый механизм. Чем дольше автовладелец держит педаль сцепления в «серой зоне» и перегружает таким образом систему, тем меньше эта система прослужит. То есть во многом от самого водителя зависит, сколько он проедет без замены сцепления — 300 тысяч километров или несколько десятков.
Как же следует действовать
При переключении передач педаль сцепления следует отпускать быстро и при этом довольно плавно. Резко бросать педаль не рекомендуется, поскольку из-за этого повреждаются шестерёнки внутри самой коробки. Навык правильного обращения с педалью сцепления вырабатывается не сразу, постепенно. Пока человек учится водить, ему будет сложно отпускать сцепление быстро и вместе с тем плавно, однако именно к этому начинающему водителю следует стремиться. И постоянно практиковаться.
Действительно ли механизм сцепления так легко сломать
Скрежет шестерёнок при сцеплении — один из самых пугающих звуков для водителя. Возникает он вот в каких случаях:
- если водитель движется на «нейтралке» и хочет «подоткнуть» передачу, не отпустив педаль сцепления;
- если водитель утопил педаль сцепления недостаточно глубоко;
- если водитель пытается переключить передачу вообще без сцепления, когда обороты КПП и мотора не совпадают.
Этот скрежет — действительно плохой признак, который у чувствительного автовладельца может даже вызвать панику. Однако бояться не стоит. Раллийные гонщики утверждают, что даже если изнашивать шестерни таким образом намеренно, то привести коробку в полную негодность удастся лишь за час, а то и два. На практике же водители сразу разъединяют сцепление и нормализуют положение шестерёнок, едва услышав характерный шум.
Полезный совет напоследок
В заключение ещё одна небольшая рекомендация для тех, кто бережёт свой автомобиль и стремится максимально продлить срок его службы. Никогда не вдавливайте педаль газа до упора до тех пор, пока полностью не отпустите педаль сцепления. Так вы сбережёте и машину, и собственные нервы.