Некоторое время назад я наблюдал за горячей дискуссией ребят относительно классификации 24-й Волги с установленным под ее капот 8-цилиндровым двигателем Toyota UZ. Часть респондентов утверждали, что это самый что ни на есть наcтоящий маслкар, другие же убеждали оппонентов, что подобное творение есть ни что иное как хот-род, третьи же и вовсе клеймили ее позорным ярлыком "колхоз". Так что же это всё-таки такое Волга с V8 и при чем здесь "Догонялка"?
История самой модели не раз описана как на страничках пользователей социальных сетей, так и на профильных форумах и прочих ресурсах, где, в принципе, достаточно подробно и примерно одинаково разжевана и история создания, и наиболее известные факты и модификации сего замечательного автомобиля, поэтому не думаю, что имеет смысл сильно вдаваться в подробности, индексы и прочие прелести. Вполне достаточно основной информации: Семейство ГАЗ 24 "Волга" советский автомобиль, относящийя к среднему классу, серийное производство которого было налажено на Горьковском автомобильном заводе в период 1969-1985 гг. Имела в распоряжении рядные "четверки" 24Д, 24-01. Несколько позднее появились вариации на тему рядных опять же "четверок" ЗМЗ-402. Была и экспортная версия с рядной дизельной "четверкой" Indenor XD2P. В общем, из всей этой писанины ясно, что базовым являлись рядные 4-цилиндровые двигатели. Однако, существовала внеконвейерная модификация — знаменитая "Догонялка" оборудованная ЗМЗ-2424, который представлял собой 8-цилиндровый V-образный двигатель, рабочим объемом 5,53 литра, мощностью 195 л.с. Такие экземпляры шли в паре с 3-ступенчатой АКПП и комплектовались спецоборудованием. Пожалуй, это достаточная информация.
Намного позднее, примерно в 2000-ые, в сознание отечественных автолюбителей хлынули горячим потоком такие автомобильные субкультуры как "хот-роды" и "маслкары". Возможно, виной тому были зарубежные фильмы, возможно — журнальные статьи, а может и компьютерные игры, так или иначе, данные направления тюнинга получили достаточно большое распространение в России. Однако подбор автомобилей у местных автолюбителей всегда был и остается по сей день ограниченным. Самым удачным отечественным аппаратом, подходящим под подобную переделку как раз и является ГАЗ 24. Кто-то решил ограничиться просто пересадкой основных органов в виде двигателя и кпп от Toyota или, например, BMW. Другие же пошли дальше и, вооружившись болгаркой, сваркой и стеклотканью, выпиливали авто своей мечты.
На самом деле, я отношусь к проектам ГАЗ 24 с V8 вполне себе благосклонно и даже не отказался бы иметь такой автомобиль в своем гараже. Только вот называть такой автомобиль маслкаром, на мой взгляд, ну совсем не в кассу и даже несколько не честно по отношению к данному определению. И вот почему.
Для начала разберёмся с определением того, что такое Muscle car.
Цитата в вольном переводе с musclecarclub.com:
«Muscle car, коротко говоря, это среднеразмерный (mid-size), направленный на достижением максимальных скоростных характеристик автомобиль, оснащенный большим двигателем V8, продаваемый по доступной цене. Большинство из таких моделей были основаны на "обычных" серийных моделях. Сами эти модели в целом не считаются muscle cars, даже если они в стандарте имели большой V8. Если существовала "заряженная" версия, то только она имеет право на приставку "muscle car", а не сама модель».
Это лишь одно из определений. На самом деле в некоторых источниках позволяют вольности, но это неправда. Пожалуй, вышеизложенная трактовка наиболее близка к оригинальной, существовавшей в 60-70-е.
Также добавлю, что к маслкарам можно отнести только те мощные среднеразмерные автомобили, которые оснащены задним диваном, потому что двухместные (с завода) авто по этой классификации относятся к спорткарам. По крайней мере этот факт упоминается практически во всех источниках. А вот убеждение, что маслкар это исключительно купе — ошибочно. Бывают и седаны, и универсалы, и пикапы. Главное во всем этом — среднеразмерность, доступная цена и мощный большой V8 с завода.
Возвращаясь к Волге 24 и вопросу о том, почему она не "маслкар".
1. Если окунуться в историю создания 24й Волги, то ее дизайн был подготовлен в период с 1958 по 1960 год (со слов Ю.В. Данилова, участвовавшего в ее создании). Понятие "маслкар" сформировали к середине 60-х. Но это ладно — почти не аргумент.
2. По американским меркам того времени, она маловата для определения среднеразмерного автомобиля (mid-size) с ее 4,7 м в длину. Тогда mid-size в своей основной массе представлял из себя авто свыше 5 м, например Dodge Coronet относится к mid-size, а его длина при этом составляет 5,3 м, у Pontiac GTO — 5,2 м, Chevrolet Chevelle/Malibu 5,1 м — седан и 5 м — купе. Высокопроизводительные авто меньшего размера называли поникарами, а не маслкарами.
3. На маслкар должен устанавливаться мощный V8, предназначенный в первую очередь для полноразмерных автомобилей. Я, к сожалению, полномасштабных изысканий по этому поводу не проводил, но в то время V8 от полноразмерного автомобиля — это 5,7 л и выше, хотя можно было и 5,3 л встретить высокопроизводительные. Говоря о Волге "Догонялке" с 8-цилиндровым ЗМЗ объемом 5,5 л., мощностью 195 л.с. от как-раз-таки полноразмерной "Чайки" — народу они были вообще недоступны и называть их серийными нужно крайне осторожно, но формально: заводской индекс у такой модификации есть, а значит авто официально выпускалось с V8. Если взять вышеупомянутый Coronet, то его high-performance версии (та же R/T) — за 300 сил, Chevrolet Malibu SS — 350 сил, опять же вышеупомянутый GTO — 350 сил и т.д. Даже если придираться и утверждать, что америкосы тогда хитрили с силами, указывая их с коленвала, заводскую Волгу "догонялку" назвать high-performance можно с огрооомной натяжкой.
4. Говоря о доступной цене, которую считали чуть ли не одним из самых важных аспектов этого понятия "маслкар", в свое время сама по себе Волга была достаточно дорогим автомобилем, хоть и не люкс, а с V8 была вообще недоступна обычному люду, а значит цена на нее (условно, если представить, что такой вариант в принципе продавался) была бы очень высокой, особенно по советским меркам.
Подводя итог, Волга V8 не была mid-size, не была high-performance (или по крайней мере была таковой с большой натяжкой), и не была доступной по своей цене, а точнее вообще никогда не продавалась. Все же остальные Волги, кроме "Догонялки", вообще нельзя даже пытаться отнести к понятию muscle car, так как маслкары бывают только V8. Ну а все проекты, которые представлены в большинстве своем как раз на Drive2, попадают под определение hot-rod. Хот-роды — это высокоформированные классические автомобили, которые, при некоторой схожести по своей философии с маслкарами — в отличие от последних — не имеют отношения к заводу, а сделаны в единичном экземпляре различными тюнинг-ателье, либо самостоятельно своими владельцами.
Именно поэтому swap-проекты Волги с установкой в нее 8-цилиндровых двигателей Toyota, BMW или, например, GM, это все же скорее хот-роды, нежели маслкары. И да, кстати, звать Волгу в 24-м кузове со свапнутым в нее V6 или V8 двигателями "колхозом" — очередная грубая ошибка, ведь она и проектировалась изначально под шести- и восьмицилиндровые двигатели, просто в народ пошла куда менее экстремальная и дорогостоящая 4-цилиндровая модификация. На первоначальном этапе даже тестировались 24-е с установленными в них V6, но в серию, к сожалению, они так и не пошли. Но это уже совсем другая история.
Спасибо за внимание! Удачи вам и вашим железным коням!