Традиционно в качестве основания для конструкции рельсового пути использовались деревянные шпалы крепких пород дерева. Они пропитываются различными антисептиками увеличивающими их долговечность и снижающих старение древесины.
Помимо деревянных широкое распространение получили железобетонные шпалы с предварительно напряженной арматурой.
Шпала является одним из важнейших элементов рельсового пути, от нее зависит стабильность геометрических характеристик железнодорожного пути и безопасность движения.
В качестве самой широко распространенной пропиткой для деревянных шпал является креазот. Пары креазота являются ядом как для природы так и для живых организмов. Поэтому утилизация вышедших из эксплуатации деревянных шпал является большой проблемой многих стран. В основном утилизация их заключается в складировании на закрытых специальных полигонах.
Утилизация железобетонных шпал также не простая процедура.
Выходом из ситуации предложили ученые, которые создали шпалу для рельсового пути из структурированного полиэтилена. Сырьем для таких шпал служат отходы населения, а именно пластиковые бутылки.
Для изготовления одной такой шпалы требуется около 75 кг пластика.
Или 1200 пластиковых бутылок.
Данный способ производства шпал позволяет снизить нагрузку на экологию, путем уменьшения захоронения пластика на полигонах, через переработку его в сырье для вторичного использования.
Проведенные всесторонние испытания таких шпал на полигоне научно-исследовательского института железнодорожного транспорта показали их пригодность для эксплуатации и подтвердили выполнение требований нормативных документов.
Шпалы из композитных материалов, помимо отличных механических характеристик имеют очень хорошие электрические характеристики. Это является несомненно положительным моментом. В сравнении с железобетонными шпалами, у которых часто бывают пробои изоляции.
Срок службы пластиковых шпал до 40 лет, после чего из них можно путем повторной переработки изготовить новые шпалы.
Композитные шпалы при укладке в путь не требуют установки изолирующих элементов и подрельсовых амортизирующих подкладок.
☝️Производитель отмечает, что при применении такого вида шпал сокращаются эксплуатационные расходы на содержание пути.
Читайте также:
Ползуны на колесах, причины возникновения
Ночь в музее РЖД
Норильск железнодорожный (марсианские виды заброшенной ж.д. техники)
Поезд без поездной бригады (реальный случай 2018 года)