12,7K подписчиков

«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Бояре

3,4K прочитали

Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.

***

Высшее общество Российской империи, редко вылезавшее из парижских гостиных и галерей Висбадена, было облачено в костюмы допетровского времени. Дамы стали боярынями, а кавалеры боярами, стрельцами и сокольничими.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.
 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-2

«Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха», - вспоминала фрейлина императрицы баронесса Софья Карловна Буксгевден.

Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами

В Концертном зале были танцы. За позолоченной решеткой на подиуме сидел придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-4

Среди гостей затесались 65 назначенных Ее Величеством «танцующих офицеров» в костюмах стрельцов и сокольничих.

Группа офицеров Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка (в нарядах стрельцов Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича)
Группа офицеров Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка (в нарядах стрельцов Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича)

Группа офицеров Лейб-Гвардии Конного полка (в нарядах сокольничих времен царя Алексея Михайловича)
Группа офицеров Лейб-Гвардии Конного полка (в нарядах сокольничих времен царя Алексея Михайловича)
Группа офицеров Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка (в нарядах начальных людей "копейщиков", существовавших в конце XVII столетия при Стрелецких полках)
Группа офицеров Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка (в нарядах начальных людей "копейщиков", существовавших в конце XVII столетия при Стрелецких полках)

Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка (в нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича)
Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка (в нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича)

Привычные всем вальсы, мазурки и прочие кадрили начались после обязательной программы из трех специально подготовленных танцев – русского, хоровода и плясовой. Танцующие долго репетировали под руководством главного режиссера балетной труппы Мариинского театра Николая Аистова и танцовщика Иосифа Кшесинского, матильдиного брата. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Разумеется, все в костюмах XVII века.

Группа танцевавших во время бала "русскую"
Группа танцевавших во время бала "русскую"

В «Русском» участвовали 20 пар и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова солирует в русском танце
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова солирует в русском танце

После танцев ужинали в Николаевском зале, где было накрыто 34 круглых стола. Сопровождался ужин Архангельским хором.

К.А. Ухтомский. Николаевский зал (Аванзал) Зимнего дворца. 1858 год
К.А. Ухтомский. Николаевский зал (Аванзал) Зимнего дворца. 1858 год

После ужина опять танцевали до часу ночи.

Чтобы гости не оголодали до и после ужина, в Концертном зале и Малой столовой расположили буфет, а Малахитовом зале – столики чаем и вином.

К.А. Ухтомский. Концертный зал Зимнего дворца. 1858 год
К.А. Ухтомский. Концертный зал Зимнего дворца. 1858 год
Малая столовая Николая II в Зимнем дворце. Фото Дмитрия Козакова
Малая столовая Николая II в Зимнем дворце. Фото Дмитрия Козакова
К.А. Ухтомский. Малахитовая гостиная. 1858 год
К.А. Ухтомский. Малахитовая гостиная. 1858 год

Чаще всего в Интернетах встречается цитата дворцового коменданта, генерал-майора Свиты Владимира Николаевича Войекова. Спортсмен, генерал и просто красавец с надушенными усами расчувствовался:

«Впечатление получилось сказочное – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Сам Войеков с супругой были одеты стрельцом и боярыней.

Гвардии ротмистр Владимир Николаевич Воейков (Стрелец Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича)
Гвардии ротмистр Владимир Николаевич Воейков (Стрелец Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича)
Евгения Владимировна Воейкова, урождённая баронесса Евгения Валерия Жозефина Фредерикс (Боярыня времен царя Алексея Михайловича)
Евгения Владимировна Воейкова, урождённая баронесса Евгения Валерия Жозефина Фредерикс (Боярыня времен царя Алексея Михайловича)

Скупую умильную слезу пустил в своём дневнике Николай II:

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми».

Давайте же и мы посмотрим на этих древних русских людей. Не на всех, конечно, их там 400 человек было.

***

Мужскую часть бала составляли, в основном, бояре, сокольничие и представители всякого рода военизированной общественности. Начнем с бояр.

Боярская одежда, особенно для людей постарше, окутанных чинами, статусами и прочими атрибутами социального успеха – дело, на современный взгляд, весьма сомнительное. В том числе, на современный взгляд участников Русского бала 1903 года. Это становится ясно после даже поверхностного изучения боярского костюма и фотографий бала. Большинство его участников выглядели так, что уважающий себя боярин времен царя Алексея Михайловича, а уж тем более Иоанна Грозного, с ними бы в одни палаты не зашел. Еще и плюнул бы через бороду: «Экое непотребство».

Сейчас объясню, что я имею в виду.

Настоящий статусный боярин, с первого взгляда вызывающий трепет и благоговение у окружающих, должен был выглядеть как хорошо созревшая капуста: округл, широк, пышен и покрыт множеством слоев одежды. Чем слоев больше, тем лучше.

Вот так.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-17

Или вот так.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-18

Человек же начала XX века капустой выглядеть не хотел, поэтому большинство «бояр» с бала имеют вид, скажем так, незаконченный. Слоев одежды мало, шуб единицы, знаменитых боярских горлатных шапок нет вообще.

Осуждают
Осуждают

Впрочем, не будем придираться к исторической достоверности боярского костюма. Лучше, не углубляясь в дебри, пробежимся по его основным составляющим, по базе, так сказать.

Кафтан – верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: свободное или приталенное, застёгивающееся на пуговицы или завязывающееся на тесемки. Рукава могли быть длинными или короткими, узкими или широкими. У бояр рукава часто спускались значительно ниже кисти. Кафтан мог иметь глубокий вырез впереди, чтобы можно было увидеть красивую рубаху. К праздничным кафтанам сзади мог пристегиваться высокий, богато украшенный воротник – козырь.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-20

Ферязь – старинная одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Надевалась поверх кафтана.

«Все служивые при дворе люди должны теперь носить ферязи золотые, бархатные и объяриные», - гласил царский указ от 19 декабря 1680 года.

Ферязь была широкой в подоле, с длинными, свисающими до земли рукавами. На грудь пришивались нашивки с завязками и кистями. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы.

Охабень – верхняя широкая одежда с четырехугольным отложным воротником, длинными рукавами и прорезями по бокам. Спереди охабень застегивался встык на петлицы. Руки продевали в прорези, а рукава завязывали на спине. Шили охабень из дорогих тканей: объяри, атласа, бархата, парчи.

Объярь – одноцветная шелковая переливчатая ткань, «с золотыми и серебряными струями и узорами».

Шуба – свободная или слегка приталенная распашная одежда, длиннополая или ниже колен. Шуба носилась мехом внутрь, а наружная поверхность шилась из дорогой ткани, например, узорного бархата или парчи. Шуба была символом достатка и статуса.

Кушак – пояс из широкого и длинного куска ткани, дополнение к мужскому и женскому костюму.

К.В. Лебедев. Купец Калашников. 1911 год
К.В. Лебедев. Купец Калашников. 1911 год

Ожерелье – нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом, самоцветами или драгоценными камнями дорогих тканей.

Стоячий воротник назывался козырем. Это прямо очень яркая деталь русского костюма!

Мурмолка – высокая шапка с плоской с плоской или сужающейся к низу тульей из алтабаса, бархата или парчи с меховыми отворотами, которые обычно пристёгивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались запонкой с жемчугом и белым пером.

Сапоги обычно шились из телячьей кожи, но особым шиком считались сапоги, сшитые из турецкого или персидского сафьяна – козьей или овечьей кожи тонкой выделки.

Сафьяновые сапоги из палат Угличских князей. XVII век
Сафьяновые сапоги из палат Угличских князей. XVII век

Вот хорошая статья про боярский костюм, кому захочется изучить этот вопрос подробнее.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-28

А теперь вернемся к нашим баранам боярам и посмотрим, как их представили русские аристократы на балу 1903 года.

Великий князь Алексей Александрович, четвертый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны выглядит очень величественно в своем боярском костюме.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-29

Отлично смотрится убеленный сединами князь Георгий Дмитриевич Шервашидзе – гофмейстер, состоящий при императрице Марии Федоровне. На нем – праздничный костюм боярина XVII века.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-30

Роскошные усы светлейшего князя Константина Александровича Горчакова стараются заменить отсутствующую бороду.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-31

Пышен и грозен князь Александр Дмитриевич Оболенский, чей костюм сделан по портрету стольника Петра Ивановича Потемкина.

Николай Николаевич Гартонг, шталмейстер высочайшего двора, обзавёлся пышной бородой к своему боярскому костюму. Костюм такоже вельми хорош, цветист и басок.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-33

А вот граф Алексей Александрович Бобринский не стал избегать многослойности. Настоящий боярин.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-34

Широк и осанист шталмейстер, князь Иван Михайлович Оболенский в праздничном наряде боярина с Белгородской черты.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-35

Богат мехами наряд церемониймейстера Александра Александровича Прозоровского-Голицына.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-36

Костюм полковника Евгения Ивановича Бернова, напротив, весьма скромен, потому что это домашний наряд боярина XVI века.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-37

У обер-гофмаршала князя Александра Сергеевича Долгорукова – тоже домашняя одежда боярина времен Ивана Грозного, но это не мешает ему выглядеть чрезвычайно величественно.

 Продолжаем знакомиться с участниками Русского бала 1903 года, и от отдельных особо выдающихся персонажей перейдем к более широкой общественности. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.-38

В следующей статье посмотрим на красавцев-сокольничих, воевод и прочих постельничих.

Статья подготовлена на основе открытых источников.

Предыдущие статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская»
«Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм «Русский бал» 1903 года.
«Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова