Найти тему
Turinskaya

«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова

В прошлой статье мы познакомились с нарядом великой княгини Елизаветы Федоровны, а в этой посмотрим на костюм ее главной соперницы на том легендарном балу – княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Напомню, что мы вспоминаем то негласное соперничество, которое было отмечено в воспоминаниях участников бала и, в частности, великого князя Александра Михайловича:

«На балу шло соперничество за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Фёдоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение».

Княгиня З.Н. Юсупова солирует в "Русской"
Княгиня З.Н. Юсупова солирует в "Русской"

Об этом танце пишет в своих мемуарах и младший сын княгини Феликс Юсупов:

«Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости были одеты в боярский костюм XVII века, Государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Или шесть. Или десять. Совсем-совсем без подготовки, несколько репетиций и два танца, где она солировала, это так, статистическая погрешность. Как же он любит приукрасить, наш любимый Феликс.

-2

Впрочем, княгиня действительно была великолепна, и ее знаменитый танец запомнился многим. Особенно радует, когда запомнивший может передать свои впечатления, и не только словом. Как, например, придворный художник Михай Зичи, который оставил после бала напоминающие комиксы акварели.

Михай Зичи. Русский бал. Внизу - танец княгини Юсуповой
Михай Зичи. Русский бал. Внизу - танец княгини Юсуповой

Успех Зинаиды Николаевны был обусловлен не только ее харизмой и танцами, но и костюмом. Исторической достоверности княгиня предпочла красоту, которая подчеркивала ее собственную красоту, простите за тавтологию. Источником вдохновения для княгини Юсуповой послужил наряд боярыни XVII века, и в этом она не отличалась от большинства присутствующих. Но Зинаида Николаевна не была бы собой, если бы не привнесла в свой наряд оригинальные черты.

Основу ее костюма составлял сарафан, пожалуй, один из немногих предметов одежды того бала, не нуждающийся в представлении и дошедший до наших дней. На Руси сарафан – длинное платье на бретелях – составлял базу женского гардероба. Вопреки канонам классического кроя русского сарафана костюм Зинаиды Николаевны был притален, чтобы подчеркнуть ее девичью фигуру.

-4

Для княгини было сшито два вида рукавов, а точнее, две рубашки с разными рукавами, которые надевались под сарафан. Рукава были покроя «жиго»: очень густо собранные у плеча и узкие у кисти. В целом, они были похожи, но, судя по фотографиям, выполненными из разных тканей и по-разному присборены.

-5
-6

Было у княгини и два головных убора.

Во-первых, кокошник, по форме напоминающий кокошники центральных губерний Российской империи.

-7
Кокошник II половина XVIII века
Узорный шёлк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и х/б шнуры, низание
Коллекция ГИМ
Кокошник II половина XVIII века Узорный шёлк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и х/б шнуры, низание Коллекция ГИМ

Во-вторых, венец, характерный для праздничного наряда Новгородской губернии. Такой венец еще называли Челкой.

Чёлка (венец) Россия. Новгородская губерния
Картон, дутые бусины под мелкий жемчуг, цветные стекла, белый металл, золотный шнурок, шёлковая рубчатая ткань, бить, низание, шитье битью
Коллекция ГИМ
Чёлка (венец) Россия. Новгородская губерния Картон, дутые бусины под мелкий жемчуг, цветные стекла, белый металл, золотный шнурок, шёлковая рубчатая ткань, бить, низание, шитье битью Коллекция ГИМ

У Картье княгиня Юсупова заказала отделку своего костюма драгоценными камнями. Образ щедро дополняли драгоценности Юсуповых.

«Ее наряд украшали ослепительные, фантастические драгоценности Востока и Запада: нити жемчугов, массивные золотые браслеты старинного рисунка, подвески из изумрудов и жемчугов, разноцветные сверкающие кольца. Все это придавало княгине Юсуповой великолепие византийской императрицы», - вспоминала испанская инфанта Евлалия.

Из альбома бала мы знаем, что костюм Зинаиды Николаевны завершала боярская русская безрукавка, выполненная из грубого золотого глозета.

Сарафан княгини Юсуповой сейчас хранится в Государственном Эрмитаже, остальные части костюма утрачены.

Платье маскарадное княгини З.Н. Юсуповой. Из собрания Государственного Эрмитажа
Платье маскарадное княгини З.Н. Юсуповой. Из собрания Государственного Эрмитажа

Что касается супруга княгини, князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, то он был одет в костюм боярина XVII века, о котором мало что известно.

Князь Ф.Ф. Юсупов
Князь Ф.Ф. Юсупов

В отличие от предыдущей пары, где супруг активно занимался созданием костюмов, здесь такое сложно представить. Грубоватый, по-солдатски прямой Феликс Феликсович хорошо если один раз пришел на примерку, и всем занималась княгиня.

Впрочем, смотрелась пара прекрасно. Статью и осанкой они другу другу не уступали.

-13

Ну что, кому бы вы отдали предпочтение – Елизавете Федоровне или Зинаиде Николаевне? Я затрудняюсь в выборе.

Статья подготовлена на основе открытых источников, в том числе сайта lamanova.com

Предыдущие статьи о Русском бале:

«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская»
«Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм «Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна