Найти тему
Turinskaya

«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»

В этот день 120 лет назад высший свет Российской империи пребывал в суете. Дамы впадали в истерику и пили капли, их мужья нервно курили и крутили ус. Каждая мало-мальски приличная портниха за последний месяц похудела килограмм на десять.

А все императрица…

13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый роскошный в истории Императорского Дома Романовых бал-маскарад, посвящённый годовщине правления оного. Дата была не то, чтобы сильно круглая, но кругловатая – 290 лет. Проходило юбилейное мероприятие в два этапа: 11 февраля – Вечер, а 13 февраля – Костюмированный бал.

А начиналось все так:

«Мысль эта явилась за завтраком, на котором присутствовал Павел Васильевич Жуковский, который, между прочим, сказал, что Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как то бороды, костюмы и т.д. Этим мнением был обижен барон (Фредерикс) и стал защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех. Жуковский же доказывал Государю и Императрице, что национальные русские костюмы много художественнее наших фраков и шитых придворных мундиров. Императрица и пожелала видеть эти костюмы национальные на балу во дворце».

(Из дневника директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского)

Как и любая новая идея, эта сразу же нашла своих недоброжелателей.

2 января 1903 года директор Императорского Эрмитажа Иван Александрович Всеволожский записал:

«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже. В этот вечер Шаляпин споет один акт из «Бориса Годунова», и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег – шелковая камчатая ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».

Несмотря на бухтеж, господин Всеволожский натянул под усы дежурную улыбку и бросился помогать императрице воплощать в жизнь ее «неуместное» начинание.

«Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора», - вспоминает фрейлина императрицы баронесса София Карловна Буксгевден.

Вместе с художником Санкт-Петербургских Императорских театров Евгением Петровичем Пономаревым Всеволожский разработал костюмы императорской четы, а воплотил их замыслы костюмер Императорских театров Иван Осипович Каффи.

Император Николай II  и императрица Александра Федоровна в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны

Желая выглядеть как можно более достоверно, Николай II поручил своему дяде, московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу подобать для него в Оружейной палате настоящие старинные детали для костюма.

27 января Сергей Александрович написал в своем дневнике: «В ½ 3 ч. с женой в Оружейную палату и выбирали старинные вещи для костюма Ники». На следующей день великий князь отправил царственному племяннику телеграмму: «Мы выбрали в Оружейной палате все, что Ты приказал; надеюсь, останешься доволен».

Сам же Сергей Александрович и его супруга заказали рисунки своих костюмов художнику Сергею Сергеевичу Соломко, а изготовление – поставщице Ея Императорского Высочества Надежде Петровне Ламановой. Вышивали великокняжеские костюмы монахини Новодевичьего монастыря, которым помогали фрейлина Мария Николаевна Ермолова (полная тезка знаменитой актрисы) и ее тетка, известная рукодельница Екатерина Петровна Ермолова.

Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеских костюмах XVII века
Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеских костюмах XVII века

Вот запись в дневнике Сергея Александровича от 28 января 1903 года: «В 5 ч. чай с М.Н. Ермоловой, она пришла с монахинями для вышивок моего костюма».

Фрагмент вышивки кафтана великого князя Сергея Александровича
Фрагмент вышивки кафтана великого князя Сергея Александровича

Запись от 30 января: «М.Н. Ермолова целый день шила, вышивала украшения для жены».

Вышитые вошвы костюма великой княгини Елизаветы Федоровны
Вышитые вошвы костюма великой княгини Елизаветы Федоровны

К Надежде Ламановой обратились и другие участники бала.

«Одни из самых красивых костюмов были сшиты Ламановой на заказ. Они до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды. Среди заказчиц Ламановой была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. Она была очаровательна в своём платье и украшениях. Талант, вкус и стиль знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Это был русский гений элегантности, мы гордились ею. Никто не мог сравниться с нею, даже лучшие дома французской моды.

Мой костюм также был сшит Надеждой Петровной», - пишет княжна Варвара Александровна Долгорукова.

Княжна Варвара Александровна Долгорукова в костюме боярышни XVII века
Княжна Варвара Александровна Долгорукова в костюме боярышни XVII века

А вот великая княгиня Ксения Александровна заказала свой костюм портнихе Императорских театров Авдотье Трофимовне Ивановой. Мы узнаем об этом их писем великой княгини к Александре Александровне Оболенской, урожденной Апраксиной.

Летник великой княгини Ксении Александровны
Летник великой княгини Ксении Александровны

«Милая Апрак,

Завтра в ½ 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает кой-что в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать? Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Ксения

Январь 1903 г.»

«Милая Апрак,

…в ½ 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить – очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

Ксения

Январь 1903 г.»

Количество восклицательных знаков у великой княгини Ксении впечатляет. То ли она всегда такая, то ли бал нервирует.

Великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни XVII века
Великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни XVII века

Некоторые приглашенные, в том числе князь и княгиня Юсуповы заказали свои костюмы в торговом доме «Братья А. и Л. Лейферт», который работал с лучшими театрами Петербурга и заграничными труппами. Княгиня Юсупова, как обычно, отличилась, но об этом позже.

Костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой
Костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой

Учитывая, что времени на подготовку к балу было всего ничего, меньше полутора месяцев, высший свет Петербурга буквально сошел с ума. Не боясь испачкать в пыли манжеты, аристократические дамы и господа проводили настоящие архивные изыскания, чтобы создать максимально достоверные костюм времен Алексея Михайловича Тишайшего.

Лучшие портные двух столиц не спали ночами, чтобы сшить костюмы для 400 гостей.

«Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений», - вспоминал Теляковский. А все для того, чтобы их костюм перкостюмил костюм соседки.

Стоили костюмы, как и сетовал Иван Александрович Всеволжский, целые состояния, но это никого не могло остановить. Ведь от приглашения на бал к годовщине императорского дома нельзя отказаться.

Статья подготовлена на основе открытых источников, в том числе сайта lamanova.com

Все статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам» «Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская»
«Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм
«Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна «Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова