12,7K подписчиков

«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна

20K прочитали

Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они. И когда гость, театрально задыхаясь от восторга, засыпал комплиментами Александру Фёдоровну, глаз его косил то на ее старшую сестру великую княгиню Елизавету Федоровну, то на богатейшую аристократку России княгиню Зинаиду Николаевну Юсупову.

Обе красавицы солировали в русском танце и, по словам очевидцев, от этого зрелища невозможно было отвести глаз.

«На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Фёдоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости», - вспоминал великий князь Александр Михайлович.

Впрочем, соревнование это было не слишком кровопролитным и волосы друг другу княгини не выдирали. Во-первых, они были хорошими подругами, а во-вторых, обе имели очень спокойную уверенность в своей привлекательности: яркая изысканная Зинаида и благородная нежная Елизавета.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Великая княгиня Елизавета Федоровна

Нам же с вами никто не мешает сравнить красавиц-княгинь: их костюмы, образы и, что немаловажно для полноты картины, мужей. С точки зрения костюмов, естественно.

Начнем с великой княгини как обладательницы более высокого титула.

Елизавета Федоровна предстала на балу в образе русской княгини XVII века. Ее костюм состоял из летника, шитого золотом спереди и по подолу, и мехового ожерелья, лежащего на груди и плечах.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-3

Летник – старинная женская верхняя одежда: длинная, расклешенная книзу, с широкими, очень длинными рукавами, срезанными углом. Летник застёгивался до горла, к нему пристегивали ворот или украшали ожерельем. Подбитый мехом зимней вариант летника назывался кортель.

(Энциклопедия моды. Андреева Р.П., 1997 г.)

«Елена с сенными девушками сидела под липами на дерновой скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитовый летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотою нашивкой».
(Толстой А.К. Князь Серебряный. 1862 г.)

Летник украшали бобровым ожерельем – пелериной, укрывавшей плечи. Мех для таких ожерелий обычно подкрашивали в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну кожи и румянец щек.

Мы видим, что у ожерелья Елизаветы Фёдоровны мех тоже темный.

Таким же мехом отделаны роскошные вышитые вошвы, украшающие рукава летника великой княгини.

Вошвы костюма великой княгини Елизаветы Федоровны
Вошвы костюма великой княгини Елизаветы Федоровны

Вошвами (от слова «вшивать») в допетровской Руси называли лоскуты дорогой ткани – аксамита, бархата, тафты, вышитые золотыми, серебряными, шелковыми нитями и украшенные драгоценными камнями или самоцветами. Вошвы крепились к рукавам у запястья, при этом острый конец свешивался вниз. Чтобы вошвы представали во всей красе, допетровской красавице приходилось держать руки согнутыми в локтях. Такие же вошвы могли пришиваться к вороту и спускаться на грудь.

Есть раскрашенные фотографии великой княгини на балу 1903 года, но я не уверена в достоверности переданного цветового решения. В отличие от многих других фотографий с отлично выполненной колоризацией костюмов эти встречаются намного реже и вызывают сомнения. Но все равно красиво.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-5

Переходим к кокошнику, который у великой княгини был просто потрясающим и выглядел так, будто она только что взяла его у какой-нибудь сказочной царевны Василисы Прекрасной.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-6

Кокошник – это старинный русский головной убор в виде гребня, опахала, полумесяца или округлого щита вокруг головы. Название происходит от слова кокошь – курица, но здесь мы с вами рискуем углубиться совсем уж в древнюю языческую старину. Женские головные уборы на Руси – это не тема, а бездонный колодец.

Кокошники отличает большое разнообразие форм, свойственных для разных губерний.

У великой княгини – двурогий кокошник, похожий на те, которые носили в Нижегородской и Владимирской губерниях.

Кокошник Владимирской губернии Начало XIX века
Материалы: шёлк, металл, хлопок, бумага
Музей Метрополитен г.Нью-Йорк
Кокошник Владимирской губернии Начало XIX века Материалы: шёлк, металл, хлопок, бумага Музей Метрополитен г.Нью-Йорк
Кокошник. Центральные губернии Российской империи. Середина XIX в.
Кокошник. Центральные губернии Российской империи. Середина XIX в.

Кокошник изготавливали из штофа, бархата, парчи на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги и богато украшали: вышивкой, позументом, бисером, жемчугом, самоцветами или даже драгоценными камнями.

Затылочная часть часто покрывалась вышивкой золотой нитью. Кокошник фиксировался сзади с помощью лент.

Кокошник Владимирской губернии Начало XIX века
Материалы: шёлк, металл, хлопок, бумага
Музей Метрополитен г.Нью-Йорк
Кокошник Владимирской губернии Начало XIX века Материалы: шёлк, металл, хлопок, бумага Музей Метрополитен г.Нью-Йорк

Кокошник надевали на покрывающее голову очелье, украшенное поднизью: сеточкой или другим узором из жемчуга или бисера. Дополняли украшение рясны – длинные, спадающие до плеч нити жемчуга.

Виски великой княгини украшают пушки (такие помпончики), которые к кокошникам обычно не полагались. На всех картинках, которые я нашла, такие пушки присутствуют только на кичках.

Елизавета Федоровна была необычайно хороша, и в своем великокняжеском костюме выглядела моложе и свежее, чем ее младшая сестра в царских одеждах.

Бесспорно, в этом была немалая заслуга супруга Елизаветы Фёдоровны, великого князя Сергея Александровича, который принял самое активное участие в создании как своего костюма, так и костюма жены. Человек тонкого вкуса, прекрасно разбирающийся в истории и русском искусстве, вполне мог себе это позволить.

Сергей Александрович был облачен в княжеские одежды XVII века: бархатный кафтан, богатые оплечья с драгоценными камнями, высокий стоячий воротник и широкий пояс с золотой пряжкой.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-10

Как известно, Сергей Александрович всю жизнь носил корсет, и в этом костюме особенно видно, какую стать это придает. Неудивительно, что женщины так долго не могли от корсетов отказаться.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-11

Кафтан князя был украшен только вышивкой, созвучной с вышивкой на вошвах княгини, и вместе супруги смотрелись очень гармонично.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-12

Как я уже писала, вышивали великокняжеское костюмы монахини Новодевичьего монастыря, которым помогали фрейлина Мария Николаевна Ермолова (полная тезка знаменитой актрисы) и ее тетка, известная рукодельница Екатерина Петровна Ермолова.

Фрагмент вышивки кафтана великого князя Сергея Александровича
Фрагмент вышивки кафтана великого князя Сергея Александровича

К сожалению, костюмы великокняжеской четы не сохранились, но, к счастью, остались фотографии.

 Несмотря на то, что формально на балу царили император и императрица, звездами первой величины стали отнюдь не они.-14

В следующей статье - костюм Зинаиды Николаевны Юсуповой.

Статья подготовлена на основе открытых источников, в том числе сайта lamanova.com

PS: Дорогие мои читатели, обращаю ваше внимание, что предметом нашего обсуждения являются костюмы, а не интимная сторона супружеской жизни или сексуальная ориентация героев статьи.

Предыдущие статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская»
«Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм «Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»