12,7K подписчиков

«Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»

9,8K прочитали

Если император Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.

 Если император Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.

В прошлой статье я задавалась вопросом, почему не Натальей Кирилловной Нарышкиной. И, пожалуй, у меня есть вариант ответа. Из-за костюма. XVII век не баловал изображениями известных личностей, даже царских жен, потому выбирать особо не приходилось. Единственное более-менее достоверное изображение Натальи Кирилловны выглядит с точки зрения костюма весьма печально.

Царица Наталья Кирилловна. Неизвестный художник XVII века
Царица Наталья Кирилловна. Неизвестный художник XVII века

А вот у Марии Ильиничны есть вполне приличные изображения, хоть и религиозного характера.

В качестве образца для маскарадного костюма императрицы все те же соавторы Иван Александрович Всеволожский и Евгений Петрович Пономарев взяли наряд царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест с предстоящими» 1671 года.

 Если император Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.-4

Костюм очень похож, разве что бармы не из меха, а из парчи.

 Если император Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.-5

Костюм императрицы под названием «Наряд царицы Марии Ильиничны» был сшит костюмером московских императорских театров Александрой Федоровной Иващенко. Он состоял из платна, нижней рубахи, барм, головного убора и туфелек.

Туфли к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны
Туфли к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны

Платно – это элемент торжественной царской одежды XVII века.

Российский историк Павел Иванович Савваитов дает ему такое определение: «Платно – царская торжественная верхняя одежда из бархата, обьяри или атласа, с горностайным исподом и собольей опушкой, с широкими и короткими рукавами, с кружевом вдоль пол и по подолу, с запонами и другими украшениями». Парчовое платно императрицы расшито искусственным жемчугом, блестками и серебряной нитью, которые были частично утрачены и восстановлены в ходе реставрации в 1998 году.

Маскарадный костюм Александры Федоровны. Платно
Маскарадный костюм Александры Федоровны. Платно

Под платно надета длинная рубаха. Ее украшенные зарукавья видны из-под широких рукавов верхней одежды. Сверху надет широкий, богато украшенный воротник – бармы.

Кулон императрицы с изумрудом в 250 карат был таким большим, что не терялся даже на фоне великолепно украшенного наряда.

Кулон с изумрудом, XIX век. Золото, серебро, бриллианты, изумруд 250 карат
Кулон с изумрудом, XIX век. Золото, серебро, бриллианты, изумруд 250 карат

Напоминающий православную митру головной убор был сшит из золотой парчи, венец украшен лепестками, тулья – искусственным жемчугом.

Шапка - "коруна" к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны
Шапка - "коруна" к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны

«Головной убор, по словам самой императрицы, был таким тяжелым, что за ужином она обнаружила, что не может даже наклониться к еде», - вспоминает фрейлина императрицы, баронесса София Карловна Буксгевден.

Это перекликается с мемуарами Тамары Карсавиной, которая в тот вечер танцевала в кордебалете:

«Молодая императрица в тяжёлой тиаре, надетой поверх вуали, полностью скрывавшей волосы, свой строгой красотой напоминала византийскую икону; она держала голову так прямо и казалась такой напряженной, что я подумала: ей будет трудно наклоняться над тарелкой за ужином. Еще лучше я смогла рассмотреть ее в антракте сквозь дырочку в занавесе, вокруг которой разгорелась настоящая борьба; ее платье из тяжелой парчи было сплошь расшито драгоценными каменьями».

Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник-иллюстратор Елена Петровна Самокиш-Судковская, 1903 год
Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник-иллюстратор Елена Петровна Самокиш-Судковская, 1903 год

Восхищение гостей разделил и тот самый Иван Александрович Всеволожский, который поначалу не одобрил идею императрицы:

«Императрица Александра была очень красива в царском «большом наряде»: с тиары, покрытой бриллиантами, изумрудами и жемчугом, спадали две ленты, поверх них спускались украшения в виде оливковых ветвей, заканчивающихся стрелами из бриллиантов. На платье из сукна, затканного матовым золотом, вышит рисунок жесткой серебряной нитью. Бармы являли изобилие изумрудов и бриллиантов, центральный изумруд был величиной с ладонь. Они были обрамлены подвесками из жемчуга и изумрудов. Широкая лента, расшитая бриллиантами, охватывала шею и шла нижнему раю барм. Одним словом, это было великолепно».

 Если император Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.-11

После бала императрица передала свой костюм Императорским театрам. Сейчас платно, головной убор и туфли хранятся в Государственном Эрмитаже, а кулон с изумрудом – в Алмазном фонде. Бармы, рясны (подвески) и убрус (вуаль) утрачены.

Статья подготовлена на основе открытых источников, в том числе сайта lamanova.com

Все статьи о Русском бале:

«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская»
«Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова