Архитектор Гаральд Боссе создал великолепный особняк в стиле неоренессанса на Исаакиевской площади. Когда Боссе получил этот заказ от А.А. Закревского, он был еще совсем молод. Боссе поручили перестроить стоявший на этом месте двухэтажный особняк с дворовыми флигелями в два и в три этажа. По проекту Боссе дом был надстроен третьим этажом.
А.А. Закревский занимал несколько важных государственных постов, в частности, он был генерал-губернатором Финляндии и министром внутренних дел. Также Закревский был назначен председателем Комитета по борьбе с холерой. Закончил свою карьеру Закревский в Москве, на должности генерал-губернатора.
Когда строился этот дом, то Закревский еще не знал, что он будет назначен в Москву. На строительство дома было потрачено много средств. Вероятнее всего, такая пышная постройка была связана не с желанием Закревского, а с желанием его супруги - А.Ф. Закревской (в девичестве Толстая).
Аграфена Закревская любила собирать у себя дома пышные салоны. У нее гостили поэты: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и Е.А. Баратынский. Они посвящали ей стихи. Она считается одним из вероятных прототипов Клеопатры из “Египетских ночей” Пушкина.
Когда дом был построен (сдача проекта произошла в начале 1848 года), Закревский получил назначения в Москву. Он уезжает из Санкт-Петербурга, а дом какое-то время пустует. Дети Закревского продали дом купцам за небольшую сумму (у семьи были долги, которые сделала дочь Закревского).
В 1872 году дом приобрел П.А. Зубов - это был полный тезка и внучатый племянник фаворита Екатерины II. Он въехал в особняк вместе со своей молодой супругой - Верой Сергеевной. В этом доме на свет появилось их четверо детей: Сергей, Александр, Анна и Валентин.
Для П. А. Зубова дом перестраивал архитектор К. К. Шульц. По его проекту был переделан главный фасад, на котором металлический балкон был заменён на каменный. На центральном аттике разместился герб Зубовых. Шульцем были переоформлены Кабинет, Столовая и Спальня. Тогда же на Парадной лестнице были установлены четыре скульптуры - копии с античных образцов.
Первое, что встречает гостей в особняке, - это Парадная лестница. Она расположена не по центру, а чуть смещена к правому краю. Лестница сделана по особой технологии - здесь нет держащих балок.
Кажется, что ступени воздушно взлетают вверх. Секрет этой лестницы в том, что в особняке большая толщина стен - ступени сильно утоплены внутрь стены.
Первый этаж был хозяйским. Интерьер и меблировка носили мужской характер.
В нынешней Библиотеке раньше находилась Оружейная комната. В Читальном зале потолок был обит деревом, в убранстве встречаются элементы готики, двери с деревянной резьбой.
Сейчас в интерьере находятся книжные шкафы со старинными фолиантами. Эти энциклопедии были привезены в особняк Валентином Платоновичем (сыном П.А. Зубова). Он заказывал шкафы и книги на Лейпцигской книжной ярмарке.
Библиотека насчитывает более двухсот тысяч единиц хранения и включает в себя уникальные издания конца XIX начала XX века. Многие из этих изданий с дарственными подписями - это те книги, которые В.П. Зубов получал лично в руки.
Заказы он делал под нужды созданного им института Истории Искусств. Идея создать в особняке институт пришла ему случайно. Валентин Платонович получил отличное домашнее образование (он был приписан ко Второй Петербургской гимназии).
Без особых проблем в 1904 году он поступил на историко-филологический отдел Санкт-Петербургского университета. Поступление в университет Зубова совпало со студенческими волнениями. Он захотел поменять заведение. Ему не понравилось, что срывается учебный процесс и он уехал в Европу. Там он продолжил учёбу в Гейдельбергском университете, где пробыл всего два семестра, затем в Берлинском, Лейпцигском (лето 1908) университетах.
После возвращения в Санкт-Петербург Валентину Платоновичу приходит идея создать институт в своем родном городе. В марте 1912 года Институт Искусств распахнул свои двери. Осенью 1912 года начались образовательные курсы.
На втором этаже особняка находится парадная анфилада, которую открывает небольшой Вестибюль. Он оформлен в классическом стиле.
Парадная анфилада особняка выходит окнами на Исаакиевский собор.
От оригинального паркета мало, что сохранилось. В Вестибюле можно увидеть розетку на паркете, которая была создана еще Боссе.
Первый зал парадной анфилады - это Белый зал. Когда-то стены этого зала украшали огромные зеркала, которые визуально увеличивали это пространство. Это был самый большой зал особняка и института. В этом зале устраивались балы и маскарады. Все люстры в зале оригинальные.
Зал был перестроен в советское время. Была сделана лестница на третий этаж.
Следующий зал - это Красная гостиная. В ней сохранился камин из розового сиенского мрамора.
Помещение выполнено в стиле неоренессанса. Потолок украшают росписи. В зале стоит оригинальный шкаф с головами львов.
За Красной гостиной следует Зеленая гостиная. Это самый роскошный зал парадной анфилады.
Когда-то в этом зале были малахитовые подоконники и малахитовые вставки. Сейчас сохранился малахитовый камин.
Цвет стен должен был совпадать с цветом малахита, но при реставрации в 1960-ые годы цвет был немного изменен.
Зал выполнен в стиле рококо. Медальоны в зале, с большей вероятностью, работы учеников и стажеров Академии Художеств.
Кафедра, которая сейчас стоит в гостиной, раньше стояла в церкви на набережной Мойки. В конце 1920-ых годов она была перестроена в Дом связи.
Когда протестантскую кирху перестраивали, часть предметов из нее выкидывали. Служащие Института Искусств перенесли эти предметы в особняк Зубова.
В последней комнате парадной анфилады сохранился потолок (его не реставрировали). Комната носила название Синей гостиной. Сейчас стены розового оттенка, а при Боссе они были покрыты штофом синего цвета.
В зале сохранился камин. Когда-то он был украшен лазуритом, сейчас сохранились лишь небольшие кусочки. На бронзулетке было изображения фавна и пастушки. Она исчезла в 1980-ые годы.
Валентин Платонович руководил институтом с 1912 по 1925 годы. В 1925 году он покинул страну.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: