Дворец Елисеевых на Мойке является одним из самых старинных особняков в Санкт-Петербурге. История дома начинается еще в XVIII веке.
Изначально на месте будущего дворца располагался рынок и Мытный двор. В 1736 году случился крупный пожар и здания сгорели. После этого долгое время участок оставался незастроенным. В 1755 году архитектор Растрелли возвел на пустом месте временный деревянный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны.
Возведение этой резиденции было связано с тем, что архитектор начал строительство нового каменного дворца на Дворцовой площади. Во временном дворце было 156 комнат, множество парадных залов и театр (он был отделан позолотой, скульптурой и живописью). 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась во временном дворце.
В 1762 году Петр III переехал в новый Зимний дворец. А временный дворец был практически разобран к 1765 году. Сохранили только тронный зал и кухню, которые отвели под жилье и мастерскую французскому скульптору Этьену Фальконе. Он был приглашен в Россию Екатериной II. Именно там он создал модель памятника Петру I. В 1778 году Фальконе уехал из России.
Участок, на котором находился временный дворец, Екатерина подарила генералу-полицмейстеру Санкт-Петербурга Н.И. Чичерину (он был родным братом Д.И. Чичерина. В его роте служили братья Орловы).
Летом 1768 года для Чичерина стали возводить каменный дворец. Автор проекта этого здания неизвестен. Никаких документов, подтверждающих авторство того или иного архитектора, не сохранилось. Отделка здания была завершена к осени 1771 года.
Чичерин занимал покои третьего этажа. А другие этажи сдавались в аренду под торговые и жилые помещения. В 1780-ые годы во дворце (в наемных помещениях) жил архитектор Джакомо Кваренги.
Николай Чичерин лишился своей должности из-за недостаточных действий полиции, которая привела к гибели людей во время наводнения 21 сентября 1777 года. Чичерин принял меры для оказания помощи пострадавшим и для устранения последствий наводнения. Но Екатерина II сделала Чичерину выговор и уволила его от должности.
После смерти Николая Ивановича владельцем дома стал его старший сын Александр. При нем в доме был открыт музыкальный клуб, в котором раз в неделю устраивались концерты и маскарады. Члены клуба могли посещать их бесплатно, а остальные платили за вход. В клубе можно было играть в карты и бильярд, поужинать в долг.
В дальнейшем музыкальный клуб в этом доме существовал под другими названиями: “Музыкальное собрание”, “Музыкальное общество”, “Танцевальное собрание” и “Благородное собрание”.
В 1792 году А.Н. Чичерин продал участок генерал-прокурору князю А.Б. Куракину. При новом владельце к зданию был пристроен новый трехэтажный флигель со стороны набережной реки Мойки.
Флигель был возведен к 1794 году. В нем жили сотрудники ведомства юстиции, который возглавлял Куракин. У него работал секретарем молодой М. М. Сперанский.
Куракин продал свой дом в марте 1799 года. Скорее всего, это связано с тем, что в царствование Павла I Куракины попали в опалу. Алексей Борисович вышел в отставку и уехал в свое подмосковное имение.
Новым хозяином дома стал купец из Херсона А.И. Перетц. Он был известным поставщиком соли. Проживания Перетца за чертой оседлости было возможным из-за того, что он был избран представлять интересы евреев в Санкт-Петербурге. Вместе с ним в Петербург приехали еще несколько депутатов, члены их семей и еврейская прислуга. Собрание общины проходило в доме на Невском.
При новом хозяине большая часть здания продолжала сдаваться внаем. Известно, что в 1799 году парадные покои вдоль Невского проспекта занимал военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф П.А. Пален (он руководил заговором против Павла I). После того как Пален был выслан из Петербурга, его покои долго не находили новых арендаторов.
Перетц многие свои торговые сделки совершал с купцом А.И. Косиковским. Когда Перетцу потребовалась крупная сумма денег, то Косиковский предложил продать ему дом на Невском проспекте. Так, в 1806 году Косиковский стал новым хозяином дома.
При Косиковском в 1814-1817 годах по проекту Василия Стасова возведен четырехэтажный флигель со стороны Большой Морской улицы. В этом корпусе до 1825 года располагался ресторан “Talon”, в котором бывал А.С. Пушкин.
Косиковский умер в 1838 году. Его наследники владели зданием еще 20 лет - до 1858 года. После этого участок с тремя домами приобрели братья Григорий и Степан Елисеевы.
Григорий вскоре переехал в собственный дом на Биржевой линии Васильевского острова.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, чтобы я быстрее добавила продолжение истории с интерьерами Дома Елисеевых
И обязательно ознакомьтесь: