В советское время, когда шла активная антирелигиозная политика со стороны государства, в Санкт-Петербурге было утрачено множество церквей, монастырей, часовен и других церковных построек.
Особое внимание нужно уделить храмам, которые сохранились, но были существенно перестроены. Сегодня можно только догадываться, что когда-то это были церковные сооружения. В середине 1920-ых годов церкви стали закрывать и их стали переоборудовать под другие цели.
На углу Малого проспекта Петроградской стороны и улицы Подрезова стояла Казанская церковь подворья Казанского Вышневолоцкого монастыря. Храм выполнен в стилистике древнерусского зодчества и был освящен в 1912 году.
Строительством руководил А.П. Аплаксин. Над входом со стороны Малого проспекта Петроградской Стороны была огромная фреска с иконой.
Четырехэтажный дом для проживаний монахинь был построен по улице Подрезова.
В 1923 году подворье распустили. В конце 1920-ых годов, закрытый храм был перестроен в общежитие. Здание выполнено в стиле конструктивизма и ничем особо не отличается от похожих построек той эпохи. Но если присмотреться, виден гранитный цоколь (такой не делали в конце 1920-ых годов), который напоминает о том, что некогда тут стоял храм.
Дом для монахинь перестроен не был. Сохранились узкие окна-бойницы, которые напоминают об архитектуре XIV-XV веков и киот для иконы, размещенный над въездом во двор.Полукруглая апсида, где когда-то был алтарь, была надстроена.
На Чкаловском проспекте находится еще один перестроенный храм - Алексия, человека Божия. Церковь строилась при Доме милосердия архитектором Г.Д. Гриммом и была освящена в 1911 году.
Алтарь церкви смотрел на Чкаловский проспект, а вход осуществлялся с противоположной стороны. Над входом была большая звонница.
Над алтарем находился барабан со шлемовидным куполом, боковые приделы были также завершены барабанами.
В 1932 году по проекту Демьяна Фомичева церковь была перестроена в цех завода “Измеритель”.
На Аптекарском острове, на Инструментальной улице сохранился единственный храм постройки Константина Тона. В основном зодчий занимался строительством гвардейских храмов и с приходом новой власти, они были снесены в первую очередь.
Небольшая Преображенская церковь возводилась в 1840-ые годы. Первоначально храм был приходской, но в 1870-ые годы его отдали Гренадерскому полку, который располагался за рекой Карповкой.
Церковь выполнена в характерном Тону русско-византийском стиле. В оформлении участвовал живописец Карл Брюллов, который в тот момент занимался оформлением Исаакиевского собора.
После революции церковь практически сразу была закрыта и превращена в склад, затем в ней находился приют для беспризорных детей, а потом завод резиновых изделий. В 1931 году здание передали Электротехническому институту, который располагался рядом (ЛЭТИ).Здание перестроили под лабораторию физической акустики.
Здание было разделено на этажи и была создана новая конфигурация окон. Но полукруглые завершения окон, которые проектировал Тон - сохранились (чуть сместили расположение окон).
В годы Великой Отечественной войны в этом здание располагался штаб и политуправление Балтийского флота, откуда велось руководство флотом в Кронштадте и на Ладожском озере.
За храмом был построен бункер для командующего.
Церковь была передана под церковные службы. Сейчас производится расчистка внутренних стен, что позволило обнаружить роспись Брюллова.
На улице Карташихина, на Васильевском острове, располагается церковь Тихвинской Иконы Божией Матери подворья Пюхтицкого монастыря.
Храм строил архитектор В.Н. Бобров. Фотографии храма в то время, когда он действовал, не сохранилось. Проект был выполнен в русском стиле и закончен в 1906 году. Через двадцать лет Боброва попросили перестроить здание в “Гаванский” универмаг.
Изнутри храм был разделен на этажи, но архитектор деликатно отнесся к своему детищу: он убрал пятиглавие и колокольню со звонницей, сохранил фасады.
На набережной реки Мойки находится один из самых известных примеров перестройки храма. Это была Немецкая реформатская церковь, построенная по проекту Гаральда Боссе в 1860-ые годы.
Для храма зодчий выбрал стиль романской готики. На фотографии начала XX века можно увидеть, что здание было выполнено из кирпича и возвышалась над окружающими зданиями.
Храм уже в начале 1920-ых годов отобрали для государственных нужд. А вскоре его передали Наркомату связи для размещения Дворца культуры. Объемы здания позволяли создать в нем концертную площадку.
Реконструкцией здания занимались П.М. Гринберг и С.Г. Райц. Они решили новое здание сделать в стилистике конструктивизма.
К бывшей церкви была пристроена лестница с вертикальным ленточным остеклением. Были добавлены балконы, а вверху здания был сделан фриз.
Со стороны Большой Морской улицы установлены три фигуры: рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой.
Потолок концертного зала украшен сюжетами из революционной истории: Ленин выступает на митинге, штурм Зимнего дворца и так далее.
На Большой Конюшенной улице находился Французский реформатский храм. Сейчас здесь располагается знаменитая пышечная. С 1937 года в здание также находится Шахматный клуб имени Чигорина.
В 1770-ые годы Ю.М. Фельтен возвел это здание для немецко-французской реформатской общины. Потом немцы построили церковь на Мойке. А французы в конце XIX века перестроили здание в стиле неоренессанс (архитектор Ю.О. Дютель). Внешне здание после революции не менялось.
На углу Большой Конюшенной и Невского проспекта находилась Голландская церковь. Свой нынешний облик она приняла еще в 1830-ые годы. Сама церковь - это сооружение с портиком и куполом.
Трехэтажные корпуса вокруг - это дома при церкви, которые сдавались в аренду под магазины, рестораны и жилье.
С 1926 года в храме располагался Кукольный театр, а с 1936 года и до сих пор там работает центральная районная библиотека имени Блока.
Церковный зал был отреставрирован еще в советское время и там проходят различные выставки и концерты.
Нынешнее здание музея Арктики и Антарктики - это бывшая Никольская единоверческая церковь. Единоверцы - это те старообрядцы, которые признали главенство над собой Московского патриархата. С 1798 года они вошли обратно в Русскую православную церковь. Им разрешили строить церкви в Петербурге и в Москве.
Центром единоверия в Петербурге был храм на углу улицы Марата и Кузнечного переулка. Церковь строил архитектор Авраам Мельников в 1820-ые годы.
После революции церковь была закрыта, а в 1934 году в ее стенах открылся музей Арктики и Антарктики.
Пространство храма позволяло разделить его на несколько этажей. Открытые верхние колоннады были закрыты и превращены в выставочные залы.
Справа и слева от храма сохранились часовни. Одну превратили в трансформаторную, а во второй сейчас располагается единоверческая часовня.
Храм расположен под углом к застройке из-за того, что алтарь должен быть ориентирован на восток.
Церковные росписи внутри здания заняли картины, изображающие Крайний Север.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, чтобы я быстрее добавила продолжение истории с перестроенными храмами.
И обязательно ознакомьтесь: