Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом городке Реус примерно в 100 км от Барселоны. В детстве он не отличался крепким здоровьем, поэтому много времени проводил на природе, в летнем домике семьи недалеко от Реуса. По всей видимости, этот факт и оказал существенное влияние на формирование его взгляда на архитектуру – по словам Гауди, «оригинальность – это возвращение к истокам», к природе. После смерти матери семья Гауди переехала в Барселону, где Антонио поступил в архитектурную школу. «Господа, я не знаю кому мы вручаем эту степень - сумасшедшему или гению. Только время покажет.» - сказал директор о выпускнике Гауди на вручении дипломов. Антонио Гауди начал свою карьеру со скромных заказов – проектировал газовые фонари, оформлял павильоны, витрины магазинов. Благодаря одной из них, витрины перчаток, Гауди получил заказ на оформление стенда для Всемирной выставки, а там этот стенд зацепил богатого промышленника Эусеби Гуэля, который захотел познакомиться с автором. С этого момента творчество Гауди получило размах и признание – он начал проектировать и создавать уже дома, дворцы, парки…и знаменитую Саграду Фамилию – главный проект его жизни. Удивительно, но с ростом признания и успеха Антонио Гауди жил всё скромнее и проще. 7 июня 1926 года на пути из церкви к своей работе в Саграда Фамилия Антонио Гауди случайно вышел на проезжую часть и был сбит трамваем. Никто не смог опознать в растрепанном старике знаменитого архитектора, и он был отправлен в больницу Святого Креста, как бездомный. Лишь на следующий день его опознали, но лучшее лечение уже не помогло, и 10 июня Антонио Гауди скончался. На похороны его вышли толпы людей, которые хотели попрощаться со своим знаменитым архитектором.
Сейчас Барселону сложно представить без творчества Антонио Гауди. Можно относиться к нему по-разному, но не заметить эти обтекаемые формы и растительные мотивы нельзя. Говорят, что этот стиль – разновидность модерна, каталонский арт-нуво, но по мне – это просто стиль Гауди, единственный в своём роде. Я не могу сказать, что являюсь горячим его поклонником, но здания Гауди очень оригинальны, поэтому посмотреть хотя бы на некоторые из них считаю обязательным. В эту поездку получилось так.
Дворец Гуэль. Первая крупная работа Антонио Гауди для Эусеби Гуэля.
Он был построен в 1885-1990 годы в не очень благополучном районе возле центрального бульвара Рамбла, рядом с домом родителей Гуэля. Дворец Гуэль должен был быть современным, но в то же время сохранять традиции – и Антонио Гауди с этим прекрасно справился. Он построил дворец, похожий на венецианский, с большим количеством окон и очень оригинальными башнями-дымоходами на крыше.
Дом Бальо. Промышленник Жузеп Бальо заказал дом у Антонио Гауди в 1904 году.
Он хотел полностью новый дом, но архитектор убедил его перестроить старый. В итоге дом получил новые фасад и кровлю, а также частично перестроенные все этажи. В доме Бальо Гауди воплотил все свои самые смелые фантазии. Здесь практически нет прямых линий, фасад выглядит как «чешуя дракона», балкончики состоят из «костей» жертв этого сказочного чудовища, а крыша выглядит как его хребет. В народе дом Бальо окрестили Домом костей за столь причудливый дизайн – он реально выглядит очень и очень необычно.
Дом Мила. Строился по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и Кампс в 1906-1910 годах.
Здесь Антонио Гауди применил новаторский подход к строительству – конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Фасад дома напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов должны напоминать водоросли. Но волнистое здание вызвало у людей другую ассоциацию, и дом прозвали Каменоломней.
Про пряничные домики в парке Гуэль я уже писал, про Саграду Фамилию ещё напишу, так что подписывайтесь, чтобы не пропустить дальнейшие истории про мою ноябрьскую поездку в Барселону.