Итак, разминаем дискету (или кнопку "сохранить в избранное"). Закон 2300-1 - он же Закон "О защите прав потребителей". Погнали.
1. Платный возврат товаров, если доставлен некачественный, некомплектный или не тот товар.
Возврат некачественного товара не облагается какой-либо платой. Расходы на возврат товара - это убытки. По крупногабаритным товарам вообще есть специальная оговорка в законе, что их возврат - за счет продавца.На что ссылаться: пункты 1 и 6 статьи 18 Закона 2300-1:
пункт 1 ст. 18: При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.пункт 6 ст. 18: Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
2. Отказ маркетплейсом в возврате денег за некачественный товар по фото недостатков.
Маркетплейс самостоятельно вообще не может принимать решение качественный товар или нет - это право (и обязанность вернуть деньги) продавца. При этом продавец обязан провести проверку качества (а не свистит ли покупатель) и если есть сомнения в причинах недостатка - тогда назначается экспертиза. При возврате на маркетплейсах логика закона поломана. Проверку качества проводят по фото, а причины вообще никто не выясняет.На что ссылаться: пункты 1, 2, 5 статьи 18 Закона 2300-1, :
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) возврата денег и другое.2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.5. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
3. Отказ в возврате технически сложного или иного товара в течение 7 дней.
Единственная категория товаров, от которой потребитель не может отказаться - это качественные лекарства (норма введена в разгар ковида по понятным причинам вместе с легализацией онлайн продажи лекарств). При этом потребитель не может вернуть товар, если он был в эксплуатации и им (товаром, а не потребителем) утрачен товарный вид. На что ссылаться: пункт 4 статьи 26.1 Закона 2300-1:
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
4. Невозможен срочный отказ от сделки, после оформления заказа.
Многие из вас по ошибке покупали всю корзину, так как хитрые маркетплейсы по умолчанию ставят галочки о покупке напротив всех товаров в корзине. А отказ у некоторых - невозможен или возможен, но платный (когда товар поступил в ПВЗ). На что ссылаться: пункт 4 статьи 26.1 Закона 2300-1:
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
5. Односторонняя отмена заказа.
Про это у нас отдельный красочный пост с разбором судебной практики. Для ЛЛ: отказать продавец не может, но все так делают и им за это ничего не бывает.
Пост ранее был размещен в нашем блоге на другом ресурсе.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, ставьте лайк и читайте каждую неделю о том, как большие компании используют наши слабости.
И еще много другого интересного. Будем признательны также за Ваши комментарии, о чем бы вам хотелось узнать побольше, какая тема больше всего беспокоит и мы обязательно сделаем юридический разбор с полезными рекомендациями.