Найти в Дзене

СВВАУЛШ 73 – 77 Курсантская фотолетопись - Осваиваем район аэродрома

– Воскресенье, выходной, отличная летняя погода, мы абсолютно свободны от «тягот службы» и двинулись на канал. Не в повседневной же форме идти на заслуженный отдых с «развлечениями»?! Поэтому идём в условно спортивной форме, то есть кто в чём. Кто в «трениках», кто просто в плавках. Мы же идём купаться и ходу до канала от казармы всего пять минут. Идём, можно сказать, с песней, да ещё и под гитару. И гитарист у нас свой, собственный, - Валя Макушев. А ещё несём мы с собой удочки. Есть и рыбаки в нашей компании. Какой никакой, а клёв в Волго-Донском канале есть и даже рыба водится. Лично я её не видел, но говорят, что ловится. Весь день можем проводить на канале с перерывом на обед. До столовой ближе, чем до казармы, так, что это совсем не проблема. В остальные дни тоже «бегаем» на канал по мере возможности, а иногда ходим окунуться в канал вечером перед отбоем. После жаркого, а порой и душного дня это просто здорово.

-2

– Коля Ларский позирует на берегу канала на фоне проходящей баржи. Спортсмен, красавец, цену себе знал, но таковым и был. Канал с виду вроде и не сильно большой, ширина тоже не очень, но два встречных судна свободно расходятся. А вот глубина у него немалая, ведь тут ходят и приличных размеров теплоходы, и баржи гружёные. Так что нырять здесь можно без опаски, что мы иногда и проделываем. Оказывается, в канале на моё удивление есть течение. Когда судно шлюзуется, вода уходит через шлюз, а необходимый уровень воды в канале поддерживается подпиткой воды из водохранилища, которое специально создано для обеспечения канала в самом верхнем месте канала. Так вода потихоньку расходуется из водохранилища, а для поддержания нужного уровня, туда вода подкачивается из Дона по толстенным трубам. Когда видишь всё это, то понимаешь, какое огромное "хозяйство" у канала.

-3

– Инструктора наши, как и мы, здесь тоже находятся «в лагерях». То есть в отрыве от семей. Вот иногда к некоторым из них приезжали жёны с детьми и жили в городке какое-то время. Тем более, что жилья здесь хватало. Каждый инструктор мог брать себе квартиру без проблем. Мы продолжаем осваивать МиГ и всё время сравниваем его с Элкой, в смысле возможностей самолёта МиГ, конечно, выигрывает, в первую очередь за счёт более мощного двигателя и стреловидного крыла. Но в смысле приборного оборудования проигрывает, учитывая «отсталость» некоторых приборов и оборудования, того же Авиагоризонта или АРК, или процесса запуска двигателя. Особенно разница в полёте на МиГе и ни Элке проявляется на посадке. Скорость планирования на МиГе выше, ведь, хоть и мощнее двигатель, но самолёт тяжелее и, самое существенное, - крыло на МиГе стреловидное, а на Элке прямое и требуется большая скорость для создания подъёмной силы при тех же условиях. А значит предпосадочное планирование на МиГе происходит на большей скорости, то есть скоротечнее, поэтому и курсанту приходится «соображать» быстрее. И значит выдерживать посадочный курс, необходимую глиссаду снижения, определять высоту выравнивания, начинать выравнивание и создавать посадочное положение нужно выполнять за более короткое время. Посадочная скорость на МиГе вроде бы и не на много больше, чем на Элке, - всего на 10 км/час, вместо 160, но сам процесс планирования и посадки скоротечнее, а отсюда и «потеешь» больше.

-4

– На фото наши эскадрильские солдаты-механики, мы жили с ними в одной казарме, они на первом этаже, мы на втором. Постоянно «сталкивались» на полётах и в казарме. Никаких трений между нами не было, отношения были вполне дружескими, часто и в футбол между собой играли. Я не помню. чтобы кто-то из курсантов относился к солдатам как-то высокомерно или что-то вроде этого. В то же время они безоговорочно признавали наше «старшинство». Ведь у нас был уже третий год службы, а у них всего год, полтора. На полётах курсанты всегда помогали механикам при подготовке самолёта к повторному вылету, и керосином заправляли, и воздухом. Но вернёмся к полётам, - на Элке я не помню проблем с самолётными тормозами, а вот на МиГе они были проблемными. Дело в том, что тормоза на МиГе были камерные, где тормозные колодки прижимались к тормозному барабану раздутой давлением воздуха резиновой камерой. При этом колодки сильно грелись и горячие переставали тормозить. Нажимать на рычаг тормоза приходилось плавно, если чуть «передержал», колодки перегревались и тормоза «переставали» тормозить. Порой было непросто даже срулить с полосы.

-5

– На рулёжке после сруливания был «пункт облива». То есть стояла цистерна с водой и при ней «дежурный курсант». Ходили мы на это «дежурство» по очереди, а часто и в виде наказания. Так вот, - подруливаешь к этому пункту, «обливальщик» тормозит самолёт колодкой и обливает водой из шланга барабаны колёс. Барабаны эти бывало шипели, когда были сильно перегреты. А бывало, тормоза перегревались ещё на пробеге и выкатывался самолёт за пределы полосы. В сухую погоду без проблем выруливали на рулёжку, «обливались» и рулили на стоянку, а вот после дождей колёса могли наполовину зарываться в мягкий грунт. Приходилось, чтобы освободить створ полосы, давать обороты двигателю, МиГ зарывается в мягкий грунт на пол колеса, но прёт вперёд как танк, только грязь во все стороны летит. Обычно своим ходом выбирались на рулёжку. Прируливаешь к «пункту облива», выключаешь двигатель и начинаешь отмывать вместе с «дежурным» самолётное брюхо, нижнюю часть крыла, а порой и стабилизатор был заляпан грязью снизу и даже сверху. За такую «показательную» посадку с выкатыванием, курсант, как правило, «награждался» нарядом на кухню. Считалось, что курсант виноват в том, что тормозил «не плавно» и, как говорил один юморной техник самолёта, «обеспечил самолёт заляпыванием грязью».

-6

– Кока Нагорнов в спасательном жилете АСЖ-58. Вроде степи вокруг, а мы летаем с жилетами, сами удивлялись этому вначале, но нам начальник ПДС (Парашютно Десантная Служба) популярно объяснил, что в районе полётов два небольших водохранилища, - Карповское и Варваровское, они входили в систему Волго-Донского канала. А ещё на Дону было большое Цымлянское водохранилище. Были, конечно, в нашем районе и Дон, и Волга, но над ними мы и не летали. И всё равно, немного странно было летать над степями в спасательном жилете. Некоторые «несознательные» курсанты пытались летать без АСЖ, но начальник ПДС это строго контролировал и пресекал докладами командирам с естественными выводами в виде внеочередных нарядов. А ещё начПДС любил задавать курсантам контрольный вопрос по комплектности жилета. И мы все назубок знали, что в комплект АСЖ входит баллончик с углекислотой для наполнения жилета, аварийно-поисковый «электроогонь», сигнальное зеркало, сигнальный свисток и пакет с сигнальным кра­сителем. Вон сколько всего сигнального. Электроогонь это была просто лампочка с батарейкой, которая начинала работать при попадании в воду. Сигнальный краситель это был порошок, который при высыпании в воду окрашивал её в оранжевый цвет.

06.07.2024 - Севастополь.