Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлом тексте мы добрались до 3-ей главы послания к ефесянам апостола Павла.
В начале четвертой главы Савл называет себя
“узник в Господе” [Ефес. 4:1],
что перекликается с началом предыдущей 3-ей главы. Апостол язычников призывает ефесян быть достойными звания христиан:
“умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира” [Ефес. 4:1-3],
и добавляет, что Бог - один:
“один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” [Ефес. 4:6].
Павел уверенно заявляет, что Иисус спускался в преисподнюю, и ссылается при этом на Писание:
“Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»” [Ефес. 4:8],
однако такой цитаты в Ветхозаветных текстах нет. Есть только частичная из Псалтири:
“Принял дары для человеков” [Пс. 67:19].
И хотя комментаторы утверждают, что смысл их идентичен, разница только в периоде: во времена Давида “принял”, а при Христе - “дал”, тем не менее, остальной части в Ветхозаветных текстах нет. А именно на нее опирается Савл и делает свои выводы:
“А «восшёл» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?” [Ефес. 4:9].
Непонятно, почему апостол язычников делает такой вывод. Ведь “восшел” может трактоваться как поднялся с земли на небо, а совершенно не обязательно, чтобы из преисподней. И хотя, в Евангелии от Матфея есть указание на воскрешение святых:
“и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли” [Матф. 27:52],
однако, данный текст, вовсе не говорит нам о том, что Иисусу для этого нужно было спускаться в загробный мир.
Савл рассказывает, что Бог дал людям разные роли, чтобы они все вместе стали единым телом Христовым. Он просит ефесян не поступать как
“прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью” [Ефес. 4:17-19].
Члены общины познали Христа и потому должны
“отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” [Ефес. 4:22-24].
В завершении главы апостол язычников просит ефесских христиан не врать друг другу, не грешить; тем кто воровал, больше так не поступать, а работать, чтобы заработать на помощь другим; еще не говорить плохих слов, не оскорблять Святого Духа, избавиться от раздражения, ярости, гнева, крика и злых речей,
“но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” [Ефес. 4:32].
На этом 4-я глава послания к ефесянам апостола Павла завершается, в следующей публикации нас ждет 5-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, послание к галатам - начало здесь, послание к ефесянам - начало здесь.