Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Редчайший французский велосипед Bastide для гонки за мотоциклистом-лидером, участвовавший в Спартакиаде 1928 года.

В коллекции Веломузея имеется очень редкий и интересный велосипед для гонок за лидером. Он изготовлен в 1926-27 году известной французской компанией Bastide, располагавшейся в Париже. Фирма считалась одним из самых титулованных изготовителей гоночных велосипедов высокого класса, и на ее машинах не раз были завоеваны победы в крупнейших соревнованиях.

Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Эта машина имеет очень жесткую раму специфической формы с удлиненным и усиленным рулевым стаканом, а также переднюю вилку с длинным штоком и перьями с обратным изгибом. Переднее колесо имеет диаметр 24 дюйма, а заднее 27 дюймов. Обода изготовлены из дерева (до начала массового использования ободов из алюминиевых сплавов деревянные обода считались самыми прочными и легкими). Велосипед собран на высококачественных компонентах производства британской компании BSA, что было свойственно для продукции Bastide. Применена дюймовая трансмиссия с блоковой цепью, характерная для трековых велосипедов 1920-х годов. Седло Brooks. Рама и вилка сохранили оригинальную серебристую окраску с черной линовкой и декоративными декалями.

Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1927 году Высший Совет Физической Культуры СССР (ВСФК) закупил для сильнейших спортсменов страны четыре стайерских велосипеда и около десятка спринтерских машин. Достоверно известно, что на спринтерских и стайерских «Бастидах» ездили знаменитые советские спортсмены: москвичи Алексей Куприянов и Платон Ипполитов, ленинградцы Эдуард Черношварц и Николай Петров, а также Р. Авшаров и Аркадий Хабурзания из Тифлиса. Эти велосипеды очень высоко котировались среди гонщиков за минимальный вес и великолепное качество.

Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Гонка за лидером - вид трековых велогонок, где велосипедист (стайер) едет за лидером-мотоциклистом в образованном им "воздушном мешке". Благодаря минимизации сопротивления воздуха стайер достигает высоких скоростей, недоступных для велосипедиста - одиночки. Успех состязания зависит не только от силы стайера, но и от слаженности совместных действий велосипедиста и мотоциклиста.

Один из стайерских заездов за лидерами, входивший в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). Внизу в кадре пара Прокофий Соколов (лидер-мотоциклист) и Платон Ипполитов (стайер); выше - пара Григорий Обухов (лидер-мотоциклист) и Татиани (стайер). Ипполитов и Татиани ехали на одинаковых велосипедах Bastide, причем Татиани ехал на том самом аппарате, который представлен в этом обзоре. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Один из стайерских заездов за лидерами, входивший в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). Внизу в кадре пара Прокофий Соколов (лидер-мотоциклист) и Платон Ипполитов (стайер); выше - пара Григорий Обухов (лидер-мотоциклист) и Татиани (стайер). Ипполитов и Татиани ехали на одинаковых велосипедах Bastide, причем Татиани ехал на том самом аппарате, который представлен в этом обзоре. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Долгое время гонки за лидером считались одним из самых зрелищных видов велосипедного спорта – высокая скорость, слаженная работа пары «лидер-стайер», тактическая борьба соперников – все это буквально захватывало зрителей, заставляя следить за гонкой не отрывая взгляда. В последние два десятилетия этот вид спорта переживает упадок, хотя проводится ежегодный Чемпионат Европы и ряд национальных чемпионатов.

Один из стайерских заездов за лидерами, входивший в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»).  Лидер Прокофий Соколов (на мотоцикле BSA); стайер Г. Стани. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Один из стайерских заездов за лидерами, входивший в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). Лидер Прокофий Соколов (на мотоцикле BSA); стайер Г. Стани. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

История стайерского Bastide, представленного в коллекции Веломузея, известна достаточно подробно – на этом велосипеде тифлисские гонщики Цверьянов и Татиани 15 августа 1928 года поочередно участвовали в заездах за лидерами Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Трековые гонки проходили на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). Спортсмены из Закавказья на Спартакиаде тогда выступили неудачно и не завоевали призовых мест. Велосипед отправился в Тифлис, где на знаменитом велотреке с бетонной дорожкой на нем выступали сильнейшие стайеры Закавказья.

Старт стайерского заезда за лидерами, входившего в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). На первой позиции москвич Г. Стани на велосипеде Bastide.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Старт стайерского заезда за лидерами, входившего в программу соревнований Первой Рабочей Спартакиады в Москве. Заезды проходили 15 августа 1928 года на велодроме «Красная Пресня» (он же «Трехгорка»). На первой позиции москвич Г. Стани на велосипеде Bastide. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С середины 1930-х годов до конца 50-х машина была в распоряжении выдающегося грузинского велогонщика Аркадия (Титико) Спиридоновича Хабурзания (12.04.1911 - 09.11.1989) - многократного чемпиона и рекордсмена Грузии и Закавказья, чемпиона и призера Первенств СССР, первого в Грузии Заслуженного Тренера СССР. После завершения спортивной карьеры Хабурзания передал свой велосипед своему ученику, также прославленному тбилисскому спортсмену - Олегу (Алику) Яковлевичу Прокопенко, Мастеру Спорта Международного Класса, многократному рекордсмену, чемпиону и призёру чемпионатов СССР. Олег Прокопенко успешно на нем выступал, а главное - сохранил велосипед до наших дней. Огромное спасибо ему и другим моим грузинским друзьям за пополнение коллекции Веломузея!

Посмотрите обзоры гоночных велосипедов 1900-1930-х годов из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bastide Stayer для трековых гонок за лидером, построенный в 1926-27 годах. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.