Очень редкий по своей сохранности и комплектности советский велосипед из коллекции Веломузея - гоночный ГМ-30, построенный на Московском Велозаводе в 1936 году. Эта модель является первым советским гоночным велосипедом! ГМ-30 была разработана на МВЗ в 1935-м и предназначалась для гонок, в первую очередь - трековых, хотя использовалась спортсменами и на шоссе. Имела достаточно передовую для своего времени и самостоятельную конструкцию и считалась очень удачной. Взаимозаменяемость частей ГМ-30 с массовыми дорожными моделями минимальна и ограничивается рулевыми чашками с гайками, ведущей звездочкой, чашками каретки и цепью. Обода изготавливались из клееной древесины на одном из московских предприятий авиационной промышленности. Вес велосипеда составлял около 8,5 кг. ГМ-30 выпускались в небольших по сравнению с дорожными моделями количествах на производстве экспериментального цеха. Общий тираж модели составил около 3000 единиц.
МВЗ ГМ-30 успешно использовались сильнейшими советскими велогонщиками - известно множество фотографий, запечатлевших В. Батаена, В. Дайреджиева, И. Ипполитова, М. Минину и других "звезд" за рулем московских гоночных машин. Доставались они и "середнячкам", благо тираж модели позволял снабжать гоночными машинами подающих надежды спортсменов с периферии. До нашего времени сохранились считанные единицы этих веломашин довоенного времени.
Велосипед, хранящийся в коллекции Веломузея, первоначально принадлежал известному московскому велогонщику Алексею Андреевичу Куприянову и сохранился до наших дней в довольно хорошем, аутентичном состоянии, но требовал чистки, полировки, замены нескольких спиц в колесах и других работ, каковые и были проведены в мае 2020 года.
Алексей Андреевич Куприянов (1908-1990) - советский велогонщик, тренер и спортивный организатор. В 1930-1940-х годах был одним из сильнейших советских гонщиков-трековиков. Выступал за спортивное общество «Динамо», многократный чемпион Москвы, чемпион СССР, Заслуженный Мастер Спорта СССР (1938). Родился 19 февраля 1908 года в Москве. Активно заниматься велоспортом начал еще в детстве, в середине 1920-х годов вступил в ряды добровольного спортивного общества «Динамо». В 1928 году стал Чемпионом Первой Всесоюзной Рабочей Спартакиады в спринте. Неоднократно становился чемпионом Москвы в спринте (1931, 1934—1936, 1938) и в командной гонке преследования (1932, 1935). Во время Великой Отечественной войны вынужден был прервать спортивную карьеру, однако затем вернулся в спорт и в 1944 году выиграл Первенство СССР в гонке на 10 км. в составе команды Москвы; также был призером в пяти видах трековой программы Первенства. Окончив высшую школу тренеров, Алексей Куприянов занимался подготовкой молодых спортсменов. После завершения спортивной карьеры в период 1949-1968 занимал должность председателя федерации велосипедного спорта СССР, также в 1960-1973 годах был председателем центрального совета общества «Динамо», в период 1965—1977 находился на посту вице-президента Международного союза велосипедистов (УСИ), входил в организационный комитет летних Олимпийских игр 1980 года. Написал несколько книг на спортивную тематику, в том числе «50 лет в спорте» (1978) и «Велоспорт - моя жизнь» (1987). Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, трижды кавалер ордена «Знак Почёта». Умер 19 июня 1990 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Посмотрите обзоры других моделей, изготовленных Московским Велозаводом в 1930-х годах: