Представляю вашему вниманию интересный велосипед из коллекции Веломузея – гоночный велосипед рижской фабрики Omega, изготовленный в 1928 году. Модель Omega Roadster была предназначена для дорожных гонок.
Велосипед имеет фиксированную передачу и дюймовую трансмиссию (звездочки и цепь с шагом 1 дюйм). С обеих сторон задней ступицы прикручены звезды с различным количеством зубьев и колесо можно переставлять одной или другой стороной, чтобы получить нужное передаточное отношение в зависимости от условий гонки – и никаких переключателей! ;-) Велосипед имеет очень своеобразную конструкцию каретки, во многом опередившую свое время. Каретка полностью вынимается из кареточного узла рамы, для чего достаточно открутить фиксирующие болты – это техническое решение очень похоже на современные каретки-«капсулы», разве что крепление иное.. В остальном велосипед вполне классический для своего времени.
Велосипеды латвийских фабрик были достаточно распространены в СССР и вот почему: в 1928-32 годах по указу советского правительства в Латвии был размещен большой заказ на велосипеды различных типов. Поставщиками были крупнейшие латвийские фабрики: G.Erenpreis, Omega, P.Ozolnieks и Latvello. Советское торгпредство закупило готовые велосипеды и разместило заказ на производство значительных партий специально для СССР. Спортивные велосипеды через Высший Совет Физической Культуры (ВСФК) индивидуально выдавались сильнейшим гонщикам страны, а дорожные модели продавались через торговую сеть и шли для обеспечения так называемых «Велосипедных обязательств» - целевых (авансовых) займов, на средства от которых строились и реконструировались велосипедные заводы в Пензе, Москве и Харькове. Сроки реализации займов тогда подходили к концу, а мощностей советских заводов не хватало для обеспечения владельцев этих ценных бумаг отечественными велосипедами, поэтому пришлось покрывать нехватку веломашинами латвийского производства. Впрочем, получившие их не роптали – велосипеды из Латвии славились прекрасным качеством и нарядной отделкой.
Примечательно, что велосипеды Omega, поставляемые в СССР, сильно отличались по комплектации и конструкции от тех моделей, что шли на внутренний рынок Латвии и описания которых публиковались в официальных каталогах фабрики. Связано это было с тем, что заказ был довольно значителен и производство фабрики Omega не справлялось с ним; поэтому часть комплектующих закупили в Германии и адаптировали конструкцию под них. В результате модели Omega, встречающиеся в наше время на территории России, приходится комплектовать не по каталогам фирмы, а по имеющимся сохраненным образцам. В частности, велосипедов, аналогичных представленному в коллекции Веломузея, известно еще 3 экземпляра. От «каталожной» модели Omega Roadster их отличает крепление заднего колеса, конструкция каретки (она описана выше), шатуны с ведущей звездой, педали и колеса.
Судя по историческим фотографиям, бережно сохраняемым в архиве Веломузея, велосипеды G.Erenpreis и Omega были самыми распространенными среди советских гонщиков в 1930-х годах и на них выступали сильнейшие спортсмены СССР.
Благодарю за консультацию главного специалиста по велопромышленности Латвии Яниса Серегинса! Реставрацией велосипеда занимался Егор Тишин.
Здесь можно увидеть обзоры некоторых латвийских велосипедов из коллекции Веломузея: