Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Редкий латвийский велосипед 1928 года Omega Roadster для дорожных гонок - экспонат Веломузея.

Представляю вашему вниманию интересный велосипед из коллекции Веломузея – гоночный велосипед рижской фабрики Omega, изготовленный в 1928 году. Модель Omega Roadster была предназначена для дорожных гонок.

Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет фиксированную передачу и дюймовую трансмиссию (звездочки и цепь с шагом 1 дюйм). С обеих сторон задней ступицы прикручены звезды с различным количеством зубьев и колесо можно переставлять одной или другой стороной, чтобы получить нужное передаточное отношение в зависимости от условий гонки – и никаких переключателей! ;-) Велосипед имеет очень своеобразную конструкцию каретки, во многом опередившую свое время. Каретка полностью вынимается из кареточного узла рамы, для чего достаточно открутить фиксирующие болты – это техническое решение очень похоже на современные каретки-«капсулы», разве что крепление иное.. В остальном велосипед вполне классический для своего времени.

Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипеды латвийских фабрик были достаточно распространены в СССР и вот почему: в 1928-32 годах по указу советского правительства в Латвии был размещен большой заказ на велосипеды различных типов. Поставщиками были крупнейшие латвийские фабрики: G.Erenpreis, Omega, P.Ozolnieks и Latvello. Советское торгпредство закупило готовые велосипеды и разместило заказ на производство значительных партий специально для СССР. Спортивные велосипеды через Высший Совет Физической Культуры (ВСФК) индивидуально выдавались сильнейшим гонщикам страны, а дорожные модели продавались через торговую сеть и шли для обеспечения так называемых «Велосипедных обязательств» - целевых (авансовых) займов, на средства от которых строились и реконструировались велосипедные заводы в Пензе, Москве и Харькове. Сроки реализации займов тогда подходили к концу, а мощностей советских заводов не хватало для обеспечения владельцев этих ценных бумаг отечественными велосипедами, поэтому пришлось покрывать нехватку веломашинами латвийского производства. Впрочем, получившие их не роптали – велосипеды из Латвии славились прекрасным качеством и нарядной отделкой.

Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Примечательно, что велосипеды Omega, поставляемые в СССР, сильно отличались по комплектации и конструкции от тех моделей, что шли на внутренний рынок Латвии и описания которых публиковались в официальных каталогах фабрики. Связано это было с тем, что заказ был довольно значителен и производство фабрики Omega не справлялось с ним; поэтому часть комплектующих закупили в Германии и адаптировали конструкцию под них. В результате модели Omega, встречающиеся в наше время на территории России, приходится комплектовать не по каталогам фирмы, а по имеющимся сохраненным образцам. В частности, велосипедов, аналогичных представленному в коллекции Веломузея, известно еще 3 экземпляра. От «каталожной» модели Omega Roadster их отличает крепление заднего колеса, конструкция каретки (она описана выше), шатуны с ведущей звездой, педали и колеса.

Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Латвийский гоночный велосипед 1928 года Omega Roadster из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Судя по историческим фотографиям, бережно сохраняемым в архиве Веломузея, велосипеды G.Erenpreis и Omega были самыми распространенными среди советских гонщиков в 1930-х годах и на них выступали сильнейшие спортсмены СССР.

Обложка рекламного проспекта велосипедов Omega за 1930 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка рекламного проспекта велосипедов Omega за 1930 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка рекламного проспекта велосипедов Omega за 1928 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка рекламного проспекта велосипедов Omega за 1928 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Благодарю за консультацию главного специалиста по велопромышленности Латвии Яниса Серегинса! Реставрацией велосипеда занимался Егор Тишин.

Здесь можно увидеть обзоры некоторых латвийских велосипедов из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Описание модели Omega Roadster из рекламного проспекта велосипедов Omega за 1928 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание модели Omega Roadster из рекламного проспекта велосипедов Omega за 1928 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Известный московский велогонщик Иван Беляков со своим велосипедом Omega Roadster. Фото 1930 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Известный московский велогонщик Иван Беляков со своим велосипедом Omega Roadster. Фото 1930 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.