Недавно завершен очередной сложный реставрационный проект – восстановлен редчайший гоночный трековый велосипед, изготовленный всемирно-известной английской компанией BSA в 1913-15 годах. В каталогах BSA модель обозначена, как «Path Racer», а в русскоязычных, как «Гоночная». Причем, существовали две версии гоночных моделей – для шоссейных гонок «Road Racer» и для трековых - «Path Racer», отличавшиеся в первую очередь геометрией рамы и передней вилки.
Модель, о которой я вам рассказываю в этом обзоре, характеризуется необычной системой крепления заднего колеса, позволяющей быстро проводить его монтаж, не утруждаясь регулировкой натяжения цепи. Это нововведение появилось в 1911 году и использовалось на некоторых гоночных моделях около 10 лет. Рамы имели своеобразные наконечники задней вилки для крепления «серег», перемещающихся по направляющим для регулировки натяжения цепи.
Еще одной своеобразной особенностью конструкции таких рам был несимметричный фрезерованный нижний мостик задней вилки, позволяющий уменьшить ширину кареточного узла для более эффективного педалирования. Трековые велосипеды комплектовались деревянными облегченными ободами под шины-однотрубки, а шоссейные – деревянными под трубки, либо металлическими под прямобортные покрышки. Изогнутый руль с низко опущенными ручками обеспечивал самую по тем временам прогрессивную посадку гонщика. Веломашина снабжена дюймовой трансмиссией с блоковой цепью. Узкие металлические гоночные педали предполагали использование как с туклипсами, так и без них; в заводскую комплектацию туклипсы не включались. Гоночные велосипеды BSA были в 1910-х годах изделием высочайшего класса и качества и выпускались минимальными тиражами, особенно трековые. Если сравнивать их по техническому уровню и степени инновационности с культовыми спортивными велосипедами 1980-х годов, то это уровень Cinelli Laser, никак не ниже!
Напомню, что компания BSA сыграла в 1900-1920-х годах в истории мировой велосипедной индустрии выдающуюся роль, причем по нескольким критериям, казалось бы, несовместимым: техническое совершенство и качество продукции, разработка и внедрение передовых конструкций и технологий, массовость и распространение своего товара практически во всех странах мира. Так что гоночные модели BSA были не то, что «первыми среди равных», а, скорее «первыми среди первых». ;-)
Знаменитая британская компания BSA (The Birmingham Small Arms Company), («Small Arms» – английская идиома, обозначающая ручное оружие) - была основана в 1862 году в районе Смолл Хит (Small Heath) на юго-востоке Бирмингема. Начав с оружейного производства, компания в 1880-м обратилась к производству нового транспортного средства – велосипедов. Успехи, достигнутые на этом поприще, сделали BSA одним из ведущих предприятий не только британской, но и мировой велосипедной промышленности.
Велосипеды BSA были очень популярны в Российской Империи – из компонентов, выпускаемых в Бирмингеме, строили свои велосипеды многие мастерские и даже некоторые фабрики, как, например, московский «Дукс», в ассортименте которой была модель «Дукс – Специальный», состоящая из комплектующих BSA. Завозились в Россию и комплектные велосипеды, пользовавшиеся здесь большим успехом.
В Советское время популярность британской марки сохранилась и приумножилась – в 1920-х годах в СССР было поставлено значительное количество велосипедов BSA разных моделей, а в конце 1920-х – начале 1930-х годов с компанией BSA было заключено обширное соглашение, в результате которого при её технической помощи был построен и запущен Московский Велосипедный Завод, а также закуплено много оборудования для оснащения других советских велозаводов – Харьковского и Пензенского. Все советские велозаводы довоенного времени в значительной степени имели свое происхождение от BSA, а большинство моделей велосипедов имело прототипами модели BSA конца 1920-х.
Подробнее об истории компании BSA можно прочитать в этой публикации:
А здесь увидеть обзоры других моделей BSA из коллекции Веломузея:
Гоночный велосипед BSA Path Racer достался мне в середине 1990-х в довольно удручающем состоянии - после серьезной аварии, в некомплектном и перекрашенном виде. Много времени потребовалось на поиск недостающих деталей, а учитывая штучный характер производства этих машин, задача оказалась не из легких. Скомплектованный велосипед подвергся полной реставрации с восстановлением гальванических покрытий и покраской. Результат – перед вами и, думаю, им можно гордиться.
Я долгое время пытался как-то прояснить историю этого выдающегося велосипеда – понятно, что принадлежать он мог только очень опытному спортсмену, наверняка имевшему серьезные заслуги. К сожалению, определить первого владельца аппарата мне так и не удалось. В мои руки этот BSA попал «обезличенным» - он был просто найден на свалке в одном из дворов в центре Москвы, недалеко от Арбата. Известно, что буквально в соседнем квартале когда-то проживали известнейшие велогонщики и конькобежцы начала ХХ века, братья Василий и Платон Ипполитовы, но принадлежал ли велосипед кому-то из них – неизвестно. Среди огромного количества фотографий соответствующего периода, хранящихся в моей коллекции, снимков с таким велосипедом, увы, не имеется. Но я не теряю надежды отыскать какие-то материалы, способные пролить свет на историю этого редчайшего и интереснейшего велосипеда.