Найти в Дзене
Закреплено автором
Литературный компас («ЛиК»)
"ЛиК". Декларация о намерениях
3 года назад
Литературный компас («ЛиК»)
"ЛиК". Еще о намерениях. По мере приращения публикаций на канале «Литературный компас» («ЛиК»), все больше проникаюсь осознанием необходимости еще раз высказаться о задачах, которые изначально ставил пред собою. «ЛиК» – это главным образом канал для книгочеев, для читателей, обладающих литературным вкусом, выработанным привычкой к постоянному чтению. Привычка эта формируется обычно с детства. Трудно заставить тридцатилетнего человека взять книгу в руки, если он достиг этого счастливого возраста, как-то обходясь без нее. А юного человека и можно заставить, и должно. Чтобы не растворился в этом глобальном мире русский язык, который никому кроме нас, грешных россиян, и не нужен. Поэтому целевая аудитория канала – это образованные пенсионеры, у которых привычка читать выработалась в детстве; и необразованные школьники, которым привычку читать надлежит привить каким-то гуманным по возможности способом. Остальные возрастные категории населения прошу не беспокоиться. Ха-ха! Шутка. Отсюда вытекают и задачи: во-первых, дать возможность высказаться кас. того или иного произведения заинтересованным читателям, и, во-вторых, привлечь внимание молодого поколения к качественной литературе, показав подросткам на примере, что читать действительно интересно, а временами и полезно. Согласных и несогласных с такой постановкой вопроса приглашаю высказываться.
955 · 3 года назад
«ЛиК». О небольшом, но содержательном романе Ивана Сергеевича Тургенева «Дым». В трех частях. Часть II.
Сцена сходки «общественности» у господина Губарева, идеолога и неформального вождя всех обиженных российской властью или даже самой Россией, очень смешна своей нелепостью, ненатуральностью, какой-то показной горячностью участников при обсуждении «вопросов, волнующих нашу общественность». Неслучайно заявление главного героя о том, что он, в сущности, политических убеждений не имеет, прозвучало свежей и приятной нотой в этом пустопорожнем, медью гремящем, концерте. Вся эта сцена – сатира на либералов-прогрессистов...
3 дня назад
«ЛиК». О небольшом, но содержательном романе Ивана Сергеевича Тургенева «Дым». В трех частях. Часть I.
Как муха на мед, как шмель на сочный одуванчик, устремляюсь я к книжке, стоит только прочесть на корешке: «Тургенев И.С.»; не иначе, как старческая чувствительность одолела на склоне лет. Длинных романов он, гений томных наслаждений, впрочем, и не сочинял, не испытывал в том нужды. Волновали и по-настоящему трогали его темы личные, камерные… Нравы, типы, характеры людские; любовь, конечно. Любовь – обязательно. Еще пейзажи. И простые русские лесостепные, прямо его родные, орловско-мценские, спасско-лутовиновские,...
6 дней назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть VI.
Император, меж тем, утомившись от суеты и обрушившихся на него и на город несчастий, оставил все дела. Они казались ему ничтожными, как будто во время наводнения понял он бессилье власти. «Той страшной смертельной лени, с которой прежде боролся, предался теперь окончательно; похож был на пловца изнеможенного, уносимого течением к омуту». Уединился в Царском Селе, вел вслух диалоги с воображаемыми собеседниками, с Валерьяном Голицыным в том числе, пытался оправдаться в том, что не достиг желаемого...
1 неделю назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть V.
По мере развития сюжета Александр все более явно занимает свое законное место – первое. Вот он кротким образом унимает разошедшегося архимандрита Фотия, в запале чувств предавшего анафеме обер-прокурора Святейшего Синода, министра духовных дел, и, что гораздо хуже для Фотия, друга детства императора, князя Александра Николаевича Голицына. Между прочим, дядюшку уже известного нам князя Валерьяна. Отец Фотий неповрежденным телесно, но уязвленным душевно, удаляется из столицы в добровольное изгнание...
1 неделю назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть IV.
Революция революцией, но и помимо нее в романе происходит множество занимательных событий. Великолепная картина – ухаживание простодушного императора за верным, претворяющимся больным и немощным, Аракчеевым, хитрованом, мастерски пробегающим дистанцию от истерики непослушания до кроткого раскаяния и целования царской ручки. Затем следует неизбежное примирение, объятия, совместное проливание теплых слез умиления, и мирное чаепитие. Весь сценарий тщательно продуман и успешно реализован. Не прост, не прост Аракчеев...
2 недели назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть III.
Но это все пустяки, антураж. Главное – речи сиятельных вольнодумцев, которые щеголяли пылким красноречием перед любопытствующей аудиторией, главным образом перед праздным старичьем и впечатлительным дамским полом. «Когда князь Козловский (бывший посланник в Сардинии, «за неосновательностью поступков» от службы уволенный, полуполяк, тайный католик и, по слухам, даже иезуит, но в то же время человек вольного образа мыслей) говорил о политике, не только лицо его, но и вся тюленья туша трепетала, как будто искрилась умом...
2 недели назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть II.
Аракчеев между тем предложил достойную альтернативу младенческим реформам в виде зрелого нововведения, тех самых «военных поселений», которые более народному русскому духу соответствуют, а Карамзин, писатель и историк, творец «Истории государства российского», компетентно разъяснил императору, что Революция – большое зло для народа; благо, что сам был свидетелем жутких эксцессов, сопровождавших Великую Французскую революцию (поехал во Францию поучиться европейскому гуманизму, культуры с философией поднабраться, да и попал как кур в ощип, ели ноги унес)...
3 недели назад
«ЛиК». О романе «Александр Первый» Дмитрия Сергеевича Мережковского. В шести частях. Часть I.
Сложный и занимательный роман сочинил Дмитрий Сергеевич – браво! И владение ремеслом выказал, и художеством пронял, так что и педанты-«историки», и лирики-«беллетристы» могут быть довольны. А те читатели, что подобно мне умом в первом лагере пребывают, а душой – во втором, и вовсе могут испытать при чтении подзабытое состояние «глубокого удовлетворения», в каковое имел обыкновение впадать во благовремении советский народ, именно после принятия судьбоносных решений очередным Съездом КПСС. Сейчас,...
3 недели назад
«ЛиК». О романе Дмитрия Сергеевича Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник». Взгляд скромного любителя прозы. В двух частях. Часть II.
Мальчик задремал солнечным жарким полднем у подножия статуи богини, прислонившись щекой к холодному мрамору; но и сквозь сон чувствовал ее присутствие: она наклонялась к нему все ближе и ближе. Наконец тонкие белые руки обвились вокруг его шеи. «Ребенок отдавался с бесстрастной улыбкой бесстрастным объятиям. До глубины сердца проникал холод белого мрамора. Душа его освобождалась от земной любви. То был последний покой, подобный амброзийной ночи Гомера, подобный сладкому отдыху смерти…» Взрослый...
1 месяц назад
«ЛиК». О романе Дмитрия Сергеевича Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник». Взгляд скромного любителя прозы. В двух частях. Часть I.
Главное! – перед вами, любезные читатели, исключительно добросовестный труд, в котором в самой разумной пропорции смешаны философия, история и беллетристика. Если кого-то пугает философия – не бойтесь; Дмитрий Сергеевич, на наше счастье, не Кант и не Гегель, здесь она дана в самой приемлемой, литературной форме, в виде известных нам в принципе по произведениям наших же соотечественников «вечных» вопросов, из которых здесь главный – вопрос о вере. Различия можно усмотреть лишь в глубине философской мысли и в силе литературного дарования того или иного автора...
1 месяц назад
«ЛиК». О романе Зинаиды Гиппиус «РОМАН-ЦАРЕВИЧ. История одного начинания». С таким многозначительным подзаголовком. В двух частях. Часть II.
Никак не растолковано нам, читателям, и это одно из явных несообразностей романа, каким образом, благодаря каким качествам и заслугам, прониклись благоговением и восхищением по отношению к личности Романа Ивановича Сменцева и к делу, им возглавляемому (между прочим, так и неназванному, так и не определенному внятно, – одни только более или менее прозрачные намеки на какую-то «правду» и какую-то «свободу», каковые де абсолютно необходимы простому русскому народу, этому слепому, простодушному и полусонному,...
1 месяц назад
«ЛиК». О романе Зинаиды Гиппиус «РОМАН-ЦАРЕВИЧ. История одного начинания». С таким многозначительным подзаголовком. В двух частях. Часть I.
Я бы, пожалуй, добавил к подзаголовку «… и его бесславного завершения». Не такой прозы ожидал я, признаться, от поэта Серебряного века Гиппиус. Хотя фантастические произведения Сологуба, ее современника и единомышленника, как будто должны были подготовить мое читательское сознание к восприятию этой особого рода беллетристики. Могу себе представить, как зло и ядовито потешался бы, например, Иван Алексеевич Бунин над «Романом-Царевичем». Если бы прочитал, конечно. Или Александр Иванович Куприн. Означает ли это, что нам и читать не следует? Нет, конечно...
1 месяц назад