Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Необъяснимая одержимость евнухами в Европе раннего Нового времени

Европейцы раннего Нового времени были буквально очарованы евнухами, несмотря на то, что по закону им было запрещено вступать в брак. Это, однако, не останавливало многих из них от попыток! Слово «евнух» может вызывать образ импотентного мужчины или ассоциации с османским гаремом, где кастрированные мужчины служат во внутренних покоях дворца. Обычно предполагается, что таким мужчинам доверяли женщин потому, что они считались целомудренными или неспособными к сексуальному возбуждению. Однако у европейцев раннего Нового времени было немало контактов с евнухами, которые опровергали подобные представления. Женщины не только вступали в браки с евнухами и заводили с ними любовные связи, но и многие писатели фантазировали о подобных отношениях. Тем не менее такие союзы оказывались скандальными, поскольку в большинстве случаев были незаконными. Евнухи были гораздо более распространенной частью жизни в раннее Новое время, чем мы можем себе представить. Некоторые мужчины подвергались кастрации во
Оглавление

Европейцы раннего Нового времени были буквально очарованы евнухами, несмотря на то, что по закону им было запрещено вступать в брак. Это, однако, не останавливало многих из них от попыток!

Слово «евнух» может вызывать образ импотентного мужчины или ассоциации с османским гаремом, где кастрированные мужчины служат во внутренних покоях дворца. Обычно предполагается, что таким мужчинам доверяли женщин потому, что они считались целомудренными или неспособными к сексуальному возбуждению. Однако у европейцев раннего Нового времени было немало контактов с евнухами, которые опровергали подобные представления. Женщины не только вступали в браки с евнухами и заводили с ними любовные связи, но и многие писатели фантазировали о подобных отношениях. Тем не менее такие союзы оказывались скандальными, поскольку в большинстве случаев были незаконными.

Евнухи: самые странные сексуальные знаменитости Европы

«Ритратто ди Фаринелли», Якопо Амиджиони, 1734–1735 гг., Источник: Национальный художественный музей Румынии, Бухарест.
«Ритратто ди Фаринелли», Якопо Амиджиони, 1734–1735 гг., Источник: Национальный художественный музей Румынии, Бухарест.

Евнухи были гораздо более распространенной частью жизни в раннее Новое время, чем мы можем себе представить. Некоторые мужчины подвергались кастрации во время хирургических операций и проводили остаток жизни в качестве евнухов. Италия была единственной частью Европы, где регулярно практиковалась кастрация мужчин. Эти так называемые «кастраты» подвергались кастрации в детском возрасте с целью сохранения ценного сопранового певческого голоса. Такие голоса были невероятно популярны по всей Европе. Кстати, они также сохраняли привлекательную андрогинную внешность, желанную как для женщин, так и для мужчин. Современный английский стих поэта Джона Холла (1627–1656) гласил:

«О, новый, бесполый род!
Кого платье делает женщиной,
А штаны — мужем»

Многие из этих кастратов путешествовали по европейским дворам, где обрели известность и славу благодаря своим уникальным голосам. Однако в XVII веке эти кастраты — или евнухи — сталкивались со значительными юридическими проблемами в Европе. Несмотря на всю любовь и популярность при европейских дворах, они были социально и юридически маргинализированы. Из-за своей импотенции евнухам было юридически запрещено вступать в брак. Папская булла, изданная папой Сикстом V в 1587 году, прямо запрещала браки евнухов, поскольку они рассматривались как существа, отличные от мужчин.

Невероятный случай бракосочетания в Дрездене XVII века

Дрезден «С правого берега Эльбы под мостом Августа», Бернардо Беллотто, 1748 г., Источник: Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Дрезден.
Дрезден «С правого берега Эльбы под мостом Августа», Бернардо Беллотто, 1748 г., Источник: Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Дрезден.

В 1667 году падчерица одного дрезденского юриста неожиданно стала предметом оживлённых обсуждений при саксонском дворе. Доротея Лихтвер согласилась выйти замуж за некоего Бартоломео Сорлизи — певца придворной капеллы Дрездена (Hofkapelle), чьи выдающиеся вокальные способности были обусловлены тем, что он являлся кастратом.

Считалось, что Сорлизи родился в Милане между 1631 и 1632 годами и впервые появился в Северной Европе около 1646 года при одном из баварских дворов в Мюнхене. Его карьера при дрезденском дворе началась примерно в 1651 году, когда саксонский курфюрст Иоганн Георг II (1613–1680) переманил его из Баварии. Сорлизи познакомился с Доротеей Лихтвер через её отчима — дрезденского юриста Моритца Юнгханнса. В это время Сорлизи пытался приобрести недвижимость и нуждался в юридических услугах Юнгханнса, чтобы избежать возможных мошеннических схем при сделке. Даже после того как певец-кастрат приобрёл собственный дом, он остался близким другом семьи.

Во время своих визитов в дом Юнгханнса кастрат постепенно сблизился с его шестнадцатилетней падчерицей Доротеей Лихтвер. Подробности ухаживания до нас не дошли, однако в конечном итоге кастрат попросил руки юной Лихтвер.

Этическая дилемма

Портрет Папы Сикста V работы анонимного художника, XVII век. Источник: Альбийский собор.
Портрет Папы Сикста V работы анонимного художника, XVII век. Источник: Альбийский собор.

И лютеранские учёные-канонисты, и католские богословы в этот период выступали против браков между кастратами (или евнухами) и женщинами. Ввиду их неспособности к деторождению и созданию семьи евнухи считались нелегитимными супругами. Наряду с опасениями, что брак с евнухом не приведёт к рождению детей, также подразумевалось, что родители Лихтвер опасались возможной неудовлетворённости дочери в будущем в подобном браке.

При отсутствии перспектив появления потомства и реальной возможности того, что Лихтвер может стать «распущенной» и склонной к прелюбодеянию, вероятность успешного союза между Сорлизи и Лихтвер становилась всё менее и менее реальной. Тем не менее Сорлизи продолжал ежедневно навещать свою возлюбленную Лихтвер. Согласно письму отчима Лихтвер, Юнгханнса, её родители в конечном итоге уступили. 1 мая 1664 года они заключили с кастратом договор о помолвке своей дочери. Этот документ сохранился до наших дней. Родители Лихтвер писали следующее:

«Поскольку такое намерение показалось нам не просто странным, мы немедленно взяли девушку под своё попечение и расспросили её об этом, после чего оба ясно и подробно возразили обеим сторонам и разъяснили, что этот брак не может состояться и никогда не будет допущен. Однако оба они оставались твёрдо намеренными не расставаться друг с другом, если только смерть не разлучит их; в особенности же дочь дала понять продуманными словами, что её невозможно отговорить от этого и что не следует думать, будто она согласится выйти замуж за кого-либо иного, кроме господина Сорлизи, за всю свою жизнь».

Завоевание благосклонности властей

«Лейпциг с севера» Кристиана Фридриха Боэтиуса, 1736 год. Источник: «Singende Muse an der Pleisse» (Песнь Музы на льду).
«Лейпциг с севера» Кристиана Фридриха Боэтиуса, 1736 год. Источник: «Singende Muse an der Pleisse» (Песнь Музы на льду).

Следующим испытанием для молодой пары стало получение одобрения церковной власти. Однако подобные браки вызывали у духовных инстанций скептическое отношение и рассматривались как прикрытие для блудных отношений. Церковные власти воспринимали подобный «половой проступок» как столь же незаконный, как и содомия, а сам брак между евнухом и женщиной (с этической точки зрения) считался ближе к мужской гомосексуальности, нежели к браку между мужчиной и женщиной. Это наглядно демонстрирует характеристика подобного союза, данная богословским факультетом Гиссена в ответ на дело Сорлизи:

«Когда имеет место подобный союз, он противен установлению, противоестественен, постыден, порочит святость брака и представляет собой полное злоупотребление».

Европейцы унаследовали свои медицинские знания от врачей и мыслителей древних эпох. Аристотель писал о евнухах, и его идеи оказали значительное влияние на медицину раннего Нового времени. Поскольку евнухи подвергались кастрации лишь в области яичек, это означало, что они могли вступать в отношения с женщинами.

L'ecole des Femmes (Школа жен) Франсуа Дени Не, 1773 г., Источник: Национальная библиотека Франции, Париж.
L'ecole des Femmes (Школа жен) Франсуа Дени Не, 1773 г., Источник: Национальная библиотека Франции, Париж.

Тем не менее одобрение церковной власти являлось обязательным условием, выдвинутым родителями Лихтвер в договоре о помолвке. Сорлизи подписал этот договор с родителями Лихтвер в 1664 году, однако ещё четыре года должны были пройти, прежде чем их брак стал реальностью. Чтобы добиться разрешения, Сорлизи был вынужден обратиться в Лейпцигскую консисторию с просьбой о благоприятном решении. Для успешного рассмотрения апелляции судьи консистории потребовали от певца-кастрата подробно и откровенно описать свои половые органы и сексуальные возможности.

Он это сделал, однако и этого оказалось недостаточно для разрешения брака. Как и любой другой незаконный сексуальный союз, брак Сорлизи рассматривался как противоречащий «божественному и естественному закону». Тем не менее церковь допускала множество союзов между мужчинами и женщинами, в которых один из супругов был импотентен. Среди прочих аргументов Сорлизи ссылался на недавний случай в Гамбурге, где 76-летняя вдова была выдана замуж за 20-летнего мужчину. В октябре 1666 года апелляция Сорлизи была удовлетворена. Лейпцигская консистория вынесла решение в его пользу и одобрила брак.

Это, однако, не означало, что дальнейшая жизнь супругов будет безоблачной. Весть об их браке разнеслась по всей Саксонии и вызвала скандал как при дворе, так и среди горожан.

Новобрачная Доротея Лихтвер была на короткое время отлучена от церкви. Местный пастор запретил ей исповедь и причастие, считая её отвратительной за брак с евнухом. Это вызвало новый виток скандала, однако в конечном итоге именно отчим-юрист Лихтвер — тот самый, кто когда-то помог Сорлизи приобрести дом, — вновь использовал свои профессиональные навыки, чтобы спасти молодую пару.

Тайный роман с евнухом

Картина «Деревенская жена» Уильяма Уичерли, 1675 год. Источник: Wikimedia Commons.
Картина «Деревенская жена» Уильяма Уичерли, 1675 год. Источник: Wikimedia Commons.

За десять лет до того, как брак Сорлизи и Лихтвер всколыхнул саксонские дворы, по другую сторону Ла-Манша английский драматург Уильям Уичерли написал комедию The Country Wife («Провинциальная жена», 1675). Пьеса рассказывает о жизни развратного и похотливого либертина Хорнера, который ставит своей целью наставлять рога (или «охотиться») другим мужчинам. Уичерли был современником других представителей либертинской комедии эпохи Реставрации — таких как Афра Бен, первая женщина-драматург в Англии, и печально известный граф Рочестер.

Пьеса начинается с возвращения Хорнера в Англию с хитроумным планом соблазнять жён других мужчин, оставаясь при этом вне подозрений со стороны их супругов. Хорнер начинает распространять слух о том, что во время пребывания за границей он якобы был кастрирован в результате ужасного происшествия. Если жёны узнают, что он — евнух, утверждает он, то публично будут делать вид, что испытывают к нему отвращение, но тайно — желать его. И Хорнер оказывается прав.

Пьеса подробно описывает его похождения: он соблазняет женщин, которые на публике его осуждают, а втайне стремятся заполучить его. Сегодня пьеса прежде всего известна своей печально знаменитой «сценой с фарфором», в которой две любовницы Хорнера ссорятся из-за возможности попробовать его «фарфор» в небольшом чулане, скрытом от посторонних глаз:

Леди Фиджет. А я уж так извелась и замучилась ради самого прелестного кусочка фарфора, мой дорогой.
Хорнер. Увы, она оказалась слишком ловкой для меня, что бы я ни делал.
Леди Сквимиш. Ах, Боже мой, и мне тоже хочется фарфора, милый мистер Хорнер! Не думайте раздавать фарфор другим, а мне — ничего. Пойдёмте и со мной тоже.
Хорнер. Клянусь честью, у меня больше ничего не осталось.
Леди Сквимиш. Нет-нет, я уже знала, как вы прежде отказывали в фарфоре, но меня так не проведёте — пойдёмте…
Хорнер. У этой леди был последний.

«Сцена с фарфором» сегодня считается самой провокационной во всей пьесе; даже ходили слухи, что именно она ввела слово «фарфор» в разговорную речь как эвфемизм сексуальных отношений. Однако The Country Wife — это сатира, а не исторический источник. Она высмеивает городскую респектабельность и предполагаемую сексуальную лицемерность женщин, делая это именно через преувеличение и искажение. Пьеса не даёт ответа на вопрос, действительно ли женщины находили евнухов неотразимо привлекательными. Однако — и это стоит отметить — лучшие шутки, как правило, основаны на правде.

Как показывает дело Сорлизи, женщины действительно вступали в браки с евнухами. Для людей раннего Нового времени евнухи не были ни асексуальными, ни целомудренными. Согласно медицинским и богословским авторитетам, на которых опирались жители той эпохи, евнухи, напротив, возбуждали чрезмерную страсть. Проблема заключалась в том, что они не могли завершить эту страсть рождением детей — единственным этически допустимым результатом половой жизни.